Добро пожаловать,
Гость
|
ТЕМА: На заметку родителям
Re: На заметку родителям 6 года, 2 мес. назад #31
Аутизм и аутоподобные состояния. Размышления о случаях из практики.
Совсем не новогодняя новогодняя история. Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет.... www.facebook.com/permalink.php?story_fbi...p;id=130848860910889 |
|
|
Re: На заметку родителям 4 года, 12 мес. назад #32
Вопрос-ответ. Как научить ребенка глотать таблетки или капсулы?
У многих детей с аутизмом есть проблемы с приемом лекарств, но это навык, который крайне важен для дальнейшей жизни и сохранения здоровья Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera Источник: barberabehaviorconsulting.com Я поведенческий аналитик, и у меня двое взрослых сыновей, у одного из которых аутизм. До этого я более 30 лет работала лицензированной медсестрой, и мне кажется, что мой опыт в медицине оказался очень полезен для работы в области аутизма. Благодаря своему первому образованию и опыту я могу отвечать на вопросы о приеме лекарств и тех уникальных проблемах, с которыми часто сталкиваются родители детей с аутизмом. Когда Лукас был малышом, мы могли дать ему детский препарат в жидком виде, капнув его прямо в рот. Поскольку препарата было немного и препараты для детей обычно ароматизированы, то обычно он проглатывал лекарство без каких-либо проблем. Однако когда Лукас стал постарше, объем жидкого препарата стал гораздо больше, и дать ему лекарство становилось все сложнее. Лукас был крайне избирателен в еде, поэтому, когда у него диагностировали аутизм в возрасте 3 лет, его вес был ниже нормы. Нам рекомендовали каждый день давать ему мультивитамины и другие пищевые добавки, такие как кислоты Омега-3. Иногда, когда он болел, мы также давали ему антибиотики и другие препараты для лечения инфекций и других заболеваний. Кроме того, в последующие годы ему назначали различные препараты для улучшения сна, уменьшения других проблем, связанных с аутизмом, а также для лечения аутоиммунного заболевания, которое диагностировали у Лукаса в 6 лет, и дисфункции автономной нервной системы, которую диагностировали в подростковом возрасте. Вскоре после того как у Лукаса диагностировали аутизм, мы начали измельчать витамины, добавки и рецептурные препараты и смешивать их с яблочным пюре. После того как Лукас съедал ложку пюре с лекарством, мы обычно давали ему какое-то съедобное поощрение, после чего предлагали следующую ложку пюре и опять поощрение. Временами смесь получалась с отвратительным вкусом, так что Лукас начал сопротивляться и демонстрировать проблемное поведение, когда приходило время принимать лекарства. Когда Лукасу было лет 5, я попросила поведенческого аналитика понаблюдать, как я даю сыну витамины и лекарства. Я искала идеи, как помочь Лукасу принимать лекарства без проблемного поведения. Поведенческий аналитик сказала, что измельченные таблетки придают смеси неприятный запах (и, вероятно, вкус), и единственный способ справиться с проблемой — научить Лукаса глотать таблетки. Некоторые родители все смешивают с соком, но я не могла это делать, потому что Лукасу сок никогда не нравился, а в воде вкус скрыть невозможно. Кроме того, в последующие годы работы поведенческим аналитиком я наблюдала, что давать препараты в соке — это не лучший вариант, поскольку многие дети пьют сок очень медленно, и это влияет на время приема лекарства, и препарат может осесть на дне чашки, так что очень часто при смешивании лекарства с соком, родители не были уверены, какую дозу препарата ребенок действительно получил. Измельчение таблеток и смешивание их с едой и напитками — это не идеальное решение, которое не может быть долговременным, ведь некоторые препараты, такие как Омега-3, обладают горьким и противным вкусом, а другие препараты выпускаются в капсулах, которые нельзя вскрывать. Я очень рано поняла, что если ребенок с аутизмом не умеет глотать препараты, то по мере его взросления давать ему лекарства, добавки или витамины становится все сложнее и сложнее. Я посетила несколько лекций по этой проблеме, на которых объясняли, как обучать навыку глотания таблеток с помощью процедур систематической десензитизации и постепенного увеличения требований (в данном случае постепенного увеличения размера таблетки), а также моделирования и положительного подкрепления. Мне удалось научить Лукаса и многих других детей глотать таблетки. Лукас начал глотать таблетки, когда он должен был принимать преднизон в течении 21 дня из-за обострения аутоимунного заболевания. Когда препарат назначили, Лукасу было 14 лет, и, оглядываясь назад, я жалею, что не научила Лукаса глотать таблетки гораздо раньше. Когда врач назначил преднизон, он отметил, что у этих таблеток очень неприятный вкус. Врач предупредил меня, что если я измельчу таблетку, вкус будет отвратительным. Поскольку я сообщила врачу, что я даю Лукасу измельченные таблетки в яблочном пюре, он посоветовал просто положить таблетку преднизона (она очень маленькая) в яблочное пюре так, чтобы Лукас ее не видел, а потом просто давать ему таблетки. Оказалось, что таблетка преднизона была такой маленькой, что Лукас мог проглотить ее и даже не заметить. Поскольку Лукас привык глотать яблочное пюре, мы начали постепенно увеличивать размер таблеток. Также мы начали показывать ему, что мы кладем таблетки в пюре, а после мы давали ему поощрение. Сейчас Лукас может принимать даже большие капсулы, но они все равно должны быть в пюре. Если ваш ребенок согласен сделать большой глоток воды из открытой чашки, то я бы начала обучение именно с этого. Затем, как рекомендовалось на лекциях, которые я посещала, я бы начала с маленькой крупинки или самой маленькой макаронины, какую вы только сможете найти. Некоторые рекомендуют начать с «тик-така» или другого леденца, но мне это не кажется хорошей идеей — ведь конфеты вкусные, а вам не нужно, чтобы ребенок начал жевать конфету или привык к приятному вкусу. Так что лучше подходят сухая крупа, фасолины или мелкие макаронные изделия — очень постепенно увеличивайте их размер, и обязательно давайте ребенку очень желанное поощрение сразу же после того, как он проглотил тренировочную «таблетку». С некоторыми детьми можно моделировать этот навык напрямую: «Смотри как мама делает большой глоток!» Потом попросите ребенка повторить за вами. Затем: «Смотри как мама кладет крупинку на язык!» Потом опять глоток воды. Попросите ребенка повторить за вами и тут же предоставьте очень желанное поощрение. Кроме того, вы можете использовать видеомоделирование, то есть записать на видео то действие, которое ребенок должен научиться повторять. (Также смотрите: «Как использовать видео для помощи детям с аутизмом»). Если, как в случае с Лукасом, вам больше подходит метод пюре, то подготовьте пюре, поместите что-нибудь маленькое, например, очень маленькое макаронное изделие или крупинку в ложку с пюре, а потом дайте ложку ребенку, сразу же предоставьте поощрение за то, что ребенок проглотил пюре. Постепенно увеличивайте размеры того, что проглатывает ребенок. Увеличивайте размер только после того, как ребенок стал успешен на предыдущем шаге. Например, после того как он три раза успешно проглотил маленькую крупинку, положите маленькую макаронину, а потом очень маленькую фасолину. И, разумеется, на каждом шаге вы должны предоставлять ребенку очень важное и желанное для него поощрение за успех. Когда ваш ребенок уже научился принимать таблетки, то можно учить его другим очень важным навыкам, которые связаны с приемом лекарств. Например, ребенок, подросток или взрослый может научиться самостоятельно принимать лекарства из контейнера, в котором таблетки заранее раскладываются по дням, или же самостоятельно реагировать на таймеры или визуальное расписание, чтобы принимать нужные препараты в назначенное время. Это проверенные стратегии на основе прикладного анализа поведения, которые могут помочь вашему ребенку или клиенту принимать лекарства. Однако если у ребенка есть серьезные медицинские проблемы, трудности с глотанием или проблемное поведение, связанное с лечением, то ему понадобится помощь специалиста, который может провести тщательный анализ поведения, на основе которого будет составлена индивидуальная программа для коррекции этих проблем. |
|
|
Re: На заметку родителям 4 года, 12 мес. назад #33
|
|
Последнее редактирование: 4 года, 12 мес. назад от ir-ina.
|
Re: На заметку родителям 4 года, 10 мес. назад #34
www.facebook.com/outfund/photos/a.383183...g3k&__tn__=EHH-R
10 СПОСОБОВ ОБЛЕГЧИТЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕХОД ОТ ПРИЯТНОГО ЗАНЯТИЯ К НЕЖЕЛАННОМУ Каждый день мы совершаем множество переходов – мы переключаемся на другую деятельность, приступаем к новым делам, уходим в другие места. Очень часто мы вынуждены переходить от того, что нам очень нравится, к тому, что нам неприятно, но «надо» сделать. Переходы требуют, чтобы мы понимали социальные ожидания и могли переключить внимание с одного занятия на другое, но эти те навыки, с которыми у большинства людей с РАС есть проблемы. У многих детей с аутизмом регулярно возникают трудности, когда им нужно покинуть место, где им нравится находится, или прервать приятное занятие и заняться чем-то неинтересным. Например, ребенок категорически отказывается уходить из общей комнаты, чтобы готовиться ко сну. Вот несколько стратегий по облегчению переходов, которые составила для родителей Келли Пилке, педагог, работающая с детьми с аутизмом: 1. ЗАРАНЕЕ ПЛАНИРУЙТЕ И ОБСУЖДАЙТЕ ПЕРЕХОДЫ С РЕБЕНКОМ. Как и мы, дети лучше справляются с ситуациями, в которых они понимают, чего ожидать. Если вы знаете, что у ребенка не больше 15 минут, чтобы поиграть на детской площадке, вам нужно донести это и до ребенка. Точно так же, если вы должны зайти в продуктовый магазин после того как заберете ребенка из школы, лучше проинформировать его об этом с утра. Если ребенок маленький или плохо понимает речь, то вместо устных объяснений используйте визуальное расписание из картинок – составляйте из них план и заранее знакомьте с ним ребенка. (Подробнее о том, как использовать визуальные расписания: outfund.ru/kak-ispolzovat-vizualnuyu-podderzhku-pri-autizme ) 2. ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ О ТОМ, ЧТО ВРЕМЯ НА ИСХОДЕ Чтобы ребенок понимал, когда наступит время для перехода, заранее предупреждайте его о том, сколько еще времени у него осталось. Например, во время прогулки в парке можно предупредить его за 15, за 10 и за 5 минут о том, что вам нужно будет пойти домой. Лучше всего используйте часы или таймер, например, визуальный таймер, на котором наглядно видно, как уменьшается время и сколько времени еще осталось. Вы можете купить кухонный визуальный таймер или скачать одно из приложений для телефона, которое наглядно отображает течение времени. 3. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ. Как и предупреждение о времени, обратный отсчет помогает ребенку внутреннее подготовиться к переходу. Так что вместо того, чтобы просто забрать у ребенка планшет с играми, предупредите его о том, что у него остается только 10 минут (используя визуальный таймер), а когда останется только 10 секунд начинайте обратный отсчет, чтобы у ребенка была возможность подготовиться к тому, что у него заберут планшет. Обратный отсчет также очень эффективен для того, чтобы научить ребенка ждать. Взрослому проще «дотянуть» последнюю пару минут на беговой дорожке, если он знает, что время скоро выйдет, и ребенку точно так же проще терпеть, что ему стригут ногти или моют волосы, если он понимает, когда это все закончится. 4. ПРЕДЛАГАЙТЕ РЕБЕНКУ ВЫБОР. Всегда, когда это только возможно, предлагайте ребенку выбор. Это позволяет ребенку почувствовать, что он контролирует то, что происходит. Предложите ребенку выбор из двух готовых вариантов, при этом оба варианта должны устраивать и вас тоже. Например, предложите ребенку пойти ложиться спать через 5 минут или через 10 минут. Оба варианта вас устроят, но ребенок почувствует, что его мнение имеет значение. Выбор может касаться чего угодно и быть очень простым, например, можно спросить, хочет ли ребенок пойти в ванную пешком или допрыгать до ванной. Вы удивитесь, как часто это работает! 5. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПАУЗЫ. Обращайте внимание на то, что делает ребенок и начинайте переход в тот момент, когда в его деятельности возникает пауза. Например, пусть ребенок соберет паззл или закончит игру, прежде чем вы позовете его на обед. Таким образом, ребенок не почувствует, что его внезапно прерывают. 6. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРИСТРАСТИЯ РЕБЕНКА. Используйте то, что нравится ребенку, чтобы поддержать его во время перехода. Например, играйте в салочки по пути в школу, напевайте его любимую песню, когда уходите из торгового центра, выдувайте мыльные пузыри в коридоре, который ведет в ненавистную ванную, а когда ребенок окажется в ванне, отпразднуйте это особенно большими пузырями. Главное, объединить сам процесс нежелательного перехода с чем-то приятным и хорошим для ребенка. Постарайтесь подойти к этому творчески! 7. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРЕДМЕТЫ ИЛИ ПЕСНИ ДЛЯ ПЕРЕХОДА. Вы можете использовать «предмет перехода» - особый, физически ощутимый предмет, который ребенок может держать в руках, и это сделает переход более понятным для него. Например, он может держать старую связку ключей в качестве сигнала, что пора идти к вашей машине. Предметы перехода – это ощутимые напоминания о том, что сейчас произойдет, например, купальник говорит о том, что время идти в бассейн, а кисточка о том, что сейчас начнется урок рисования. Таким же образом можно использовать песни. Вы можете попробовать использовать существующую или придумать свою песенку, которая будет обозначать, что пора ложиться спать или собираться в школу. Опять же подумайте о том, что нравится вашему ребенку и может его мотивировать. 8.ПОДУМАЙТЕ ОБ УМЕСТНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАГРАД. Родители и педагоги могут использовать награды, чтобы поддержать ребенка во время переходов, и такой подход может быть чрезвычайно эффективен. Однако очень важно понять разницу между наградой и взяткой – очень часто «взяточничество» в отношении ребенка становится плохой привычкой взрослых, которая лишь усугубляет проблему. Награда – это то, что мотивирует ребенка, о чем вы договорились с ним заранее, и что он сможет получить, только выполнив определенное действие. «Взятка» - это когда вы даете ребенку то, что ему нравится, чтобы прекратить его нежелательное поведение. Например, это «взятка», когда вы обещаете купить ребенку шоколадку, если он перестанет кричать и пинаться по дороге в супермаркет. Однако когда вы изначально договорились, что если он будет спокойно, без крика идти в супермаркет, то он получит шоколадку, то это награда. По мере того как переходы станут проще для ребенка, награды можно будет уменьшить, или же надо будет увеличить ваши ожидания, чтобы ребенок продолжал развивать свои навыки. 9. ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ. Важный навык во время переходов – не забывать дышать. Когда вы погружены в ситуацию, вы можете быть на взводе и забыть обо всех перечисленных выше стратегиях. Иногда лучшее, что вы можете сделать – это несколько глубоких вдохов. Очень медленно и громко вдохните через нос, позвольте животу расшириться в результате вдоха, а потом очень медленно выдохните через рот, втягивая живот. Повторяйте это до тех пор, пока не почувствуете, что ваша челюсть и плечи расслабились. Это создает буфер между вашими повышенными эмоциями и инстинктивными реакциями, которые могут казаться контрпродуктивными. Одновременно вы подаете ребенку пример того, как можно регулировать свои эмоции – в дальнейшем он может повторять за вами и освоить этот способ. 10. ПРАКТИКУЙТЕСЬ В «ПРОСТЫХ» СИТУАЦИЯХ. Начинайте использовать эти методы во время переходов, которые уже и так проходят гладко. И вам, и ребенку будет проще привыкнуть к этим новшествам в ситуации, когда вы оба спокойны, и когда ребенок точно будет успешен. Используйте предупреждения о времени и обратный отсчет как для очень желанных переходов – например, когда ребенок собирается пойти в парк или посмотреть любимый мультик, так и для перехода к менее интересным делам, например, когда пора ложиться спать или чистить зубы. Не забывайте уважительно относиться к ребенку – обращайте внимание на естественные паузы и предлагайте ребенку выбор там, где это возможно. И напоминайте себе, что нам всем не помешает немного дополнительной мотивации, чтобы справиться с нелюбимыми делами, а потому активное использование наград может оказаться очень эффективным. Наконец, подходите к вопросу творчески. А когда ничего не помогает, не забывайте дышать! |
|
|
Время создания страницы: 0.17 секунд