Добро пожаловать,
Гость
|
От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
(1 чел.) (1) гость
|
ТЕМА: От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев 12 года, 11 мес. назад #1
Материалы взяты с сайта Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития Познавательное развитие Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами Выполняет более сложные игровые задачи на ориентировку в форме, величине, цвете предметов (игрушек): Хорошо выделяет величину предметов: "большой - маленький" - в ситуации сравнения и выбора из двух величин. Понимает и находит с помощью взрослого промежуточную величину в ситуации сравнения предметов трех размеров: "большой - поменьше - маленький" и "маленький - побольше - большой". Правильно выполняет по просьбе взрослого соответствующие действия, ориентируясь на величину предметов. Например, выбирает для маленькой куколки маленькое пальто, для большой - большое пальто; маленькому зайчику дает маленькую морковку, большому - большую и пр. Обобщает предметы по существенным признакам независимо от их величины, цвета, формы, ориентируясь на функциональную принадлежность предметов и на способы их использования (независимо от цвета чашек, их величины и формы из них пьют; на стульях сидят, и т. п.). Ориентируется в объемных геометрических фигурах (шар, куб, кирпичик и пр.), находит их по просьбе взрослого: "Дай шарик, а теперь кубик!" и др. Ориентируется в трех-четырех цветах - находит такой же по названию и показу взрослого (красный, синий, желтый, зеленый). Собирает пирамидку из двух-трех колец самостоятельно. Собирает одноместную матрешку самостоятельно, двухместную - с помощью взрослого. С помощью взрослого соотносит плоскостные геометрические фигуры, помещая их по форме в соответствующие пазлы (круг, квадрат, треугольник и др.). Соотносит знакомые предметы с их изображением на рисунке (по просьбе взрослого). По показу взрослого на бумаге может выполнить прямые (дорожки) и закругленные (клубочки) линии. Любит играть с картинками типа "лото", подбирая последние по какому-либо принципу, заданному взрослым в сравнении, выборе или группировке (по показу взрослого). Сюжетно-отобразительная игра Дидактическая игра занимает ведущее место в играх с предметами (шары, кубы, кольца, различные вкладыши, сборно-разборные народные игрушки и пр.). Легко откликается на предложение взрослого поиграть, входит в контакт, видя в нем партнера. Самостоятельные игровые действия сопровождаются автономной речью, мимикой, эмоционально-выразительными движениями. Использует большее количество игрушек, предметов в сюжетно-отобра-зительной игре. Сюжетно-отобразительные действия с игрушками более точно отображают реальные ситуации жизни ребенка. Дидактические игры все чаще возникают по инициативе ребенка и отличаются большей развернутостью. Игра отличается более развернутым содержанием в зависимости от достаточности предметно-развивающей среды и общения со взрослыми. При умелом руководстве взрослого и воспитании спокойно играет рядом со сверстниками, не вступая в конфликты. В сюжетно-отобразительной игре начинает отражать характерные жесты, мимику, интонации голоса ближайших взрослых, подражая их манере. При этом малыш не берет на себя роль папы или мамы, но на вопрос взрослого: "Ты как мама, да?" - может дать утвердительный ответ, но может и промолчать, не понимая, о чем тот спрашивает. Привносит в отобразительную игру фольклорные сюжеты, если взрослый знакомит малыша с фольклором и разыгрывает сценки по потешкам, песенкам, побасенкам и т. п. Социальное развитие Эмоциональное воспитание в процессе общения Проявляет интерес к социальной жизни людей: наблюдает и отражает их действия. Проявляет интерес, эмоционально-положительное отношение к человеку, который уделяет ему больше внимания, играет с ним. Если взрослый стимулирует ребенка в непродолжительной игре со сверстниками, малыш проявляет добрые чувства и стремление к эмоциональным контактам. Проявляет интерес к детям, которые младше его: заглядывает в коляски. Любит возить их, держась за коляску. Может понимать физическое состояние человека (например, "хочу спать, есть, пить"), эмоциональные проявления (испугался, обиделся, рассердился, обрадовался и т. п.). Испытывает удовольствие от самостоятельных удачных действий в игре, быту и т. п. С удовольствием откликается на просьбу взрослого помочь. Может выполнить поручение из двух действий, например: "Открой и принеси!" или "Возьми и поставь на стол!". Радуется, если слышит похвалу в свой адрес, переживает в ответ на порицания. Скучает при расставании с любимыми взрослыми. Отзывчив на музыку, пение. Обнаруживает социальную память в повторяющихся ситуациях: встреча с людьми, наблюдение салюта, посещение цирка, рассматривание фонтана и т. п. Речевое развитие Ознакомление с окружающим Имеет элементарные представления о себе - о внешнем виде, своих действиях, желаниях ("хочу" - "не хочу"); о ближайшем предметном окружении (игрушки, предметы быта и пр.), о природе (животные, живущие рядом; элементы живой природы: растения, цветы, травка и пр. - и явления природы: снег, дождь, солнышко, ветер и т. п.). Пассивная речь Развивается понимание речи: пассивный речевой запас значительно расширился и продолжает расти. Конкретные ситуации, имевшие место в жизни ребенка (посещение зоопарка, наблюдение электропоезда, катание на карусели и т. п.) и эмоционально затронувшие малыша, легко вспоминаются со слова взрослого. Отвечает доступными речевыми средствами на вопросы: "кто?", "что?", "где?", "как?", "кого?" и т. д. Понимает речевые конструкции, связанные с более широким кругом явлений социальной жизни. Например: "Кого петушок позвал?" Или: "Кто пришел?", "Что котик принес Бореньке?" (булочку, пирожок и т. п.). Выполняет по указанию взрослого поручения из двух действий. Понимает слова благодарности в свой адрес за выполненные поручения. Испытывает удовольствие, понимая добрые слова взрослого, относящиеся к нему или его действиям. Например: "Ты хороший" или "Ты правильно делаешь" и т. п. Понимает несложный рассказ взрослого о недавнем прошлом (утром, вчера вечером, откуда пришли и пр.). Активная речь Развивается активная речь. Ребенок пользуется доступными речевыми средствами (автономная речь, звукоподражания, лепетные и общеупотребительные слова). Он может: Попросить о чем-то. Рассказать о чем-то. Привлечь к себе внимание. Спросить о чем-то. Выразить желание. Моторное развитие Основные движения Может ходить в разных направлениях, ускоряя и замедляя темп. Перешагивает через небольшие препятствия (брусочки, палочки и т. д.) Может ходить по ограниченной поверхности, по доске, положенной на ровное место (на пол или землю), или по доске, приподнятой с одного края на 15 см. Ходит по доске или скамейке на высоте 15-20 см (взрослый страхует ребенка). Катает мяч в паре со взрослым. Забрасывает малые мячи в корзину, стоящую на расстоянии несколько большем, чем длина вытянутой руки. Поднимается самостоятельно на высоту 15 см и сходит с этой высоты. Приставным шагом спускается и поднимается по ступеням детской горки. Эмоционально-положительно относится к подвижным играм вместе со взрослым. С удовольствием выполняет общеразвивающие гимнастические упражнения. Может выполнить упражнения с султанчиками, флажками, мячами, кольцами, обручами, ленточками. Использует их по показу взрослого и вместе с ним. Воспитание культурно-гигиенических навыков Навыки в быту Самостоятельно ест первое и второе блюдо. Имеет навыки поведения за столом (берет хлеб из хлебницы, пользуется салфеткой; старается быть аккуратным, если взрослый воспитывает эту черту личности у малыша). Проявляет некоторую самостоятельность при одевании и раздевании (например, снимает и надевает шапку, обувь); обращает внимание на испачканную одежду, просит поменять. Испытывает радость, получив новую одежду (рубашечку, платье и т. п.). Желает, чтобы его наряд не только заметили другие, но и оценили, похвалили ("красиво", "нарядно", "празднично" и т. п.). Может контролировать свои физиологические потребности, сообщая заранее о возникшей необходимости (если родители своевременно обращают внимание на эту сторону жизни малыша). Проявляет стремление к самостоятельности ("Я сам!"). Знает место хранения одежды, игрушек, книг и пр. Убирает их на место по просьбе взрослого и с его помощью. В 1 год 6 месяцев происходит качественный скачок в развитии ориентировочного поведения ребенка. Во-первых, значительно повышается его активный интерес к окружающим предметам и игрушкам. Дитя уже не только обращает внимание на их внешний вид (яркость цвета, необычную форму), его больше интересует процесс использования всех этих вещей и отношение к этому взрослых, т.е. важна оценочная характеристика происходящего. Во-вторых, в связи с вышесказанным значительно более длительными и устойчивыми становятся поисковые, ориентировочные действия с предметами и игрушками. Дитя уже не манипулирует ими, а изучает их особенности. Кроху привлекают ситуации, в которых открывается функциональное назначение предметов. Теперь игры с предметами и игрушками стали более длительными: к 1 году 6 месяцам они занимают в три, а к 1 году 9 месяцам -в четыре раза больше времени, чем раньше. Ребенок меньше отвлекается во время занятий и игр. Количество полных отвлечений уменьшается в 1 год 6 месяцев в четыре с половиной раза, а к 1 году 9 месяцам -в шесть раз. Кроме того, к 1 году 9 месяцам в поведении малыша появляется избирательность. Дитя выходит из игровой ситуации, которая обеднена эмоционально, не насыщена информацией, не несет в себе новизны, не дает достаточных поворотов сюжета и т. п. Значительно меняется социальный статус малыша в ориентировочно-исследовательской деятельности. А активность ребенка в этом процессе весьма наглядно проявляется в общении со взрослыми. Точнее, в определенных формах этого общения: В оценке ситуации по эмоциональному отношению взрослого (ориентировочное действие - взгляд на лицо взрослого): в ситуации непонимания ребенок вглядывается в лицо мамы, пытаясь уловить ее эмоциональное отношение к тому или иному событию. В поиске сопереживаний со взрослым по поводу нового явления. В активизации взрослого с целью получения информации: смотрит на маму, ожидая разъяснений по тому или иному поводу. Неужели ребенок так глубоко погружается в познание окружающего мира? Да, это так. Описанные выше ориентировочные действия говорят о том, что к 1 году 9 месяцам в активной ориентировке происходят огромные качественные изменения, выводящие малыша на новый, более высокий уровень взаимодействия. Именно поэтому ребенок начинает реагировать не только на внешнюю сторону какого-либо явления, но и ищет внутренние закономерности в нем. Дитя не только констатирует (называет) предмет, игрушку, но и находит какие-то связи, объясняющие ему логику присутствия данного предмета в своей жизни. И взрослый должен помочь ему в этом. Повзрослевший, но не взрослый. В этот возрастной период наблюдается качественный скачок в развитии отделов головного мозга ребенка, которые отвечают за познавательное и речевое развитие. Заметны позитивные изменения в ориентировочном поведении малыша - появляется относительная устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях. У ребенка отмечаются специфические исследовательские действия руки. Малыш, желая потрогать неизвестный предмет, в безопасности которого он не уверен, осторожно прикладывает вначале пальчик, а потом уже всю ладонь. В поведении ребенка появилась разумная осторожность, ушла характерная для начала второго года тревожность, боязнь всего необычного, особенно если мама рядом. Она выступает как гарант безопасности. Если мама спокойна, значит, и тревожиться не стоит. Если в предыдущие три месяца главным было накопление сенсорного опыта, развитие понимания речи, двигательных навыков (совершенствование ходьбы и действий руки), то сейчас происходит первая систематизация полученных ранее впечатлений и постепенное их преобразование в речь. Попробуйте понять! Развитие активной речи во втором полугодии второго года жизни становится одной из главных задач. Именно общение со взрослыми приводит к еще более уникальному феномену в речевой практике малыша: у него появляется так называемая автономная детская речь. Ребенок пытается говорить на своем языке, отличном от общепринятого взрослого и упрощенном лепетными словами ("собачка" - "авав"; "уточка" - "гага"; "машинка" - "биби" и т. п.). С этим явлением уже приходилось сталкиваться в предыдущие три месяца. Такой детский язык отличается от обычного взрослого, во-первых, фонетикой (звучанием слов); во-вторых, своей смысловой стороной (значением слов). Особенностью речи малышей этого возраста является яркая индивидуальность - у каждого ребенка свой язык, понять который могут только близкие взрослые. Именно они, исходя из конкретной ситуации, связывают "авторские слова" с определенным смыслом того, что хочет сказать дитя. Например, "Тэта гуга по. Авав Ляма гуга тоо..." - "Таня гулять пойдет. Собака Альма гулять пойдет тоже". Или: "Ката пака "а-а-а" - "Катя плакала: "А-а-а". Как видно из приведенных примеров, фонетика слов состоит из корней или начала слов: "каша" -"ка", "молоко" -"моко", "киска" -"ки" и т. п., а по содержанию малыш может объединять слова по несущественным, ситуативным признакам. И все же это активная речь малютки. Ребенок произносит, изобретает слова, желая передать информацию с помощью речи так, как он может. А главное, заявляет о себе как равноправный собеседник, рассчитывая на диалог со взрослыми. У всех ли малышей появление автономной речи обязательно? Конечно, каждый ребенок индивидуален. Некоторые с раннего возраста начинают говорить отчетливо, а есть и такие, которые больше молчат, их словарный запас очень скуден. Существуют общие закономерности, характерные для большинства детей второго года, позволяющие выделить особенности речевого развития. Автономная речь - одна из них. Взрослые должны правильно реагировать на автономную детскую речь. Ее появление закономерно, поэтому не должно вызывать удивления или недовольства со стороны родителей. "Переводя" высказывания сына или дочери, мама и папа дают ребенку образец правильного произношения, интонационной выразительности. Малыш неисчерпаем в своем самовыражении, и автономная детская речь как раз и является примером этого. Своеобразие автономной детской речи отражает особенности наглядно-действенного мышления малютки. На этой стадии детской речи не существует еще чисто словесного мышления, отделенного от конкретной наглядной ситуации. Думать с помощью слов вне наглядной ситуации дитя пока не в состоянии, хотя в недрах наглядно-действенного мышления крохи уже зарождаются начальные черты речевого мышления. Взрослые помогают малышу обозначить словом все, что разворачивается перед его глазами, и вместе с тем как бы раскрывают ход своих мыслей, заключений, поясняют, подтверждают или опровергают его собственные предположения, догадки. В активной речи малыша присутствуют вопросы, связанные с установлением причинно-следственных отношений. Ситуации очень простые, но они показывают, что дитя пытается понять, например, почему мальчик смеется (потому, что ему подарили машину), почему девочка испугалась (потому, что к ней подошла собака), и т. п. Автономная речь - это еще один этап, выводящий малыша на более высокий уровень взаимодействия с социумом. К концу раннего детства она сменится более совершенной формой. Улучшится произношение, появится правильный грамматический строй. Овладение речью является одним из показателей развивающегося интеллекта малютки. В первом полугодии второго года у ребенка интенсивно развивается понимание речи, во втором - разговорная (активная речь). Если к 1 году 6 месяцам активный словарь малыша составляет 30-40 слов, то к 1 году 9 месяцам (2 годам) он возрастает примерно в 10 раз. Это закономерно. Однако для полного успеха взрослым необходимо создать условия развития активной речи малыша. |
|
Последнее редактирование: 12 года, 11 мес. назад от ir-ina.
|
|
Время создания страницы: 0.18 секунд