Мы вместе (Март-ноябрь 2010 год)
Цель проекта – создание действующей модели подготовки волонтеров-сопровождающих, из числа студентов педагогических ВУЗов отделений психологии и специальной педагогики, помощь семье и педагогам в воспитании, социализации и обучении аутичных детей.
Задачи:
1. распространение информации по проблеме аутизма и накопленного опыта работы с аутичными детьми среди будущих специалистов-педагогов.
2. формирование команды студентов-волонтеров
3. обучение студентов-волонтеров теоретическим и практическим навыкам работы с аутичными детьми
4. объединение усилий семей, студентов-волонтеров, специалистов, работающих с аутичными детьми и вовлечение их в активную деятельность по социальной адаптации детей с РАС
5. поэтапное включение студентов-волонтеров в образовательный процесс
6. апробация, обобщение и распространение опыта
К сожалению заявленный в перспективных планах 2009года совместный российско-британский проект «Шанс учиться в школе» не прошел по конкурсу IPBB Tacis, но идею сопровождения детей с РАС в образовательном учреждении мы перенесли в наши проекты 2010 года.
Наличие диагноза «аутизм» само по себе является препятствием для поступления в любые образовательные учреждения, так как в них «не приживаются» дети с необычным, сложным поведением. В итоге они остаются в изоляции от общества сверстников, растет страх появления в общественных местах, что не только усугубляет сложность их состояния, но и как следствие формирует вторичную аутизацию всей семьи. Даже если ребенок по своему состоянию может посещать образовательное учреждение, в лучшем случае его терпят, не пытаясь обычно включать в занятия. Для этого необходимы определенные условия, одним из которых является наличие рядом с аутичным ребенком постоянного сопровождающего, который может помочь ему во взаимодействие с другими людьми.
Отсутствие у педагогов и психологов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений необходимых знаний, связанных с проблемой аутизма, не позволяет правильно проводить работу по обучению и воспитанию аутичного ребенка. Ситуация усугубляется тем, что в стране не осуществляется целенаправленная подготовка специалистов для работы с такими детьми на факультетах психологии, педагогики, специальной или коррекционной педагогики в вузах. Учитывая все это, КРОО «Свет надежды» разработала проект «Мы вместе», являющийся своего рода продолжением, реализованного в 2009г. проекта «От знаний к единству» и направленного на будущих специалистов (педагогов, психологов) – студентов института специальной педагогики (ИСП), института психологии, педагогики, и управления образованием (ИППиУО) КГПУ им.В.П.Астафьева с целью подготовки из их числа волонтеров для сопровождения детей с РАС в образовательных учреждениях и других общественных местах, что позволит расширить возможности их доступа к образованию и будет способствовать социализации.
19 марта 2010 года проект «Мы вместе» вошел в список победителей конкурса социальных проектов грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» в номинации «Социальная поддержка».
Реализация проекта проходила в несколько этапов:
31марта 2010г - Проведение практико-ориентированной конференции для студентов ВУЗов, с участием специалистов работающих с аутичными детьми и членов общества «Свет надежды». Основной целью конференции являлось распространение информации (15 выступающих) об аутизме среди будущих коррекционных педагогов и психологов. Кроме того, мероприятие было направлено на выявление наиболее активных и заинтересованных в приобретении опыта и навыков работы студентов, формирование из их числа команды волонтеров.
Конференция проходила в Институте специальной педагогики. На ней присутствовали около 100 слушателей-студентов и 30 представителей различных учреждений и ведомств, занимающихся с детьми с РАС.
2-3 апреля 2010г. - Совместное выездное мероприятие специалистов, работающих с аутичными детьми, студентов-волонтеров и семей членов КРОО «Свет надежды».
Мероприятие было приурочено к Всемирному дню распространения информации об аутизме и направленно на объединение специалистов, студентов-волонтеров и семей, вовлечение всех сторон в активную деятельность по социальной адаптации детей с РАС. На данном этапе состоялись знакомство студентов-волонтеров с детьми и мастер-классы специалистов. Мероприятие предусматривало оздоровительно-культурную программу для семей, в том числе:
- конно-спортивное интерактивное представление (включающее элементы иппотерапии);
- просмотр видеоматериалов из семейных архивов о развитии аутичных детей на разных возрастных этапах;
- оздоровительно-профилактические процедуры для детей (ЛФК, массаж и др.);
- пескотерапия (рисование песком по стеклу);
- поездка в центр автомотоспорта «Форсаж».
В выездном мероприятии, приняли участие 40 семей, состоящих в КРОО «Свет надежды», 20 студентов-волонтеров и 10 специалистов. Продолжительность мероприятия 2 дня. Место проведения СОК «Гренада»;
апрель-май 2010г. – Обучение волонтеров.
Подготовка студентов-волонтеров осуществлялась на основе программы дополнительного образования «Программа повышения педагогического мастерства педагогических кадров, работающих в условиях интегрированного образования», авторы: Шабунин В.В., Жданова Е.В., лицензия №167712 от 18.07.05. Использовались следующие формы: лекции по темам; практические занятия; семинары-практикумы; тренинги; проблемные мастерские; очное и заочное консультирование, в том числе с использованием сети интернет. Студент-волонтер включался в команду специалистов-практиков, активно взаимодействовал с семьей и непосредственно с ребенком.
Место проведения МОУ ЦДиК №8 «Эго»
июнь-ноябрь 2010г - Волонтерская деятельность
Включала:
• участие 10 студентов-волонтеров в проводимых КРОО «Свет надежды» мероприятиях, что значительно помогло семьям при нахождении в общественных местах и повысило успешность мероприятий в целом.- средства по грантовой программе Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития»
• заключение договоров с 3 образовательными учреждениями по сопровождению аутичных детей волонтерами, что позволило сделать образовательный процесс более эффективным и контролируемым.
Сопровождение студентами-волонтерами 15 детей.
Сопровождение осуществлялось
в коррекционных школах VII вида №7 и VIII вида №5:
- на занятиях по физической культуре, труду, ИЗО, СБО и др.;
- на школьных праздниках и мероприятиях («Праздник осени», «День учителя», «Неделя доброты и заботы» и др.)
МОУ ЦДиК №8 «Эго»:
- на индивидуальных занятиях;
- на групповых занятиях.
- на мероприятиях КРОО «Свет надежды», включенных в дочерний проект «Вместе - мы сила».