Добро пожаловать,
Гость
|
|
ТЕМА: от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 12 года, 6 мес. назад #1
Материалы взяты с сайта Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития Познавательное развитие Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами Свободно ориентируется в объемных геометрических фигурах и знает их названия (шар, куб, кирпичик - параллелепипед, столбик - цилиндр, крыша - призма). Находит их по просьбе взрослого. Действует с фигурами, учитывая их физические свойства. Например: шар неустойчив, куб устойчив, призма устойчива на основании. Находит по образцу и правильно называет предметы красного, зеленого, желтого цвета. В практическом сравнении замечает их оттенки. Например: ель темно-зеленая, маленькая елочка - светло-зеленая. Ориентируется в семи цветах спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Находит предметы каждого из этих цветов по образцу, по просьбе взрослого. Называет правильно ахроматические цвета: черный, белый, серый. Свободно ориентируется в плоскостных геометрических фигурах: легко подбирает геометрические формы к образцу. Визуально (зрительно) соотносит объемные геометрические фигуры (шар, куб, параллелепипед и др.) с их абрисом на плоскости (круг, квадрат, прямоугольник и др.), проталкивая в соответствующие отверстия "занимательной коробки". Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые объемные геометрические фигуры - например, в игре "Чудесный мешочек" и др. Выполняет несложные дидактические задания на подбор, группировку, сортировку предметов (игрушек), не прибегая к их практическому сопоставлению. Действует по представлению (в мыслительном плане): Составляет пирамидки, башенки разных цветов из трех последовательно уменьшающихся деталей. Собирает пирамидку из восьми-десяти колец, чередуя по цвету, форме, величине. При подборе деталей может ориентироваться одновременно на три свойства - форму, цвет, величину. Пользуется словами для установления сходства и различия предметов по признакам: цвет, форма, величина. Например, "Шарик маленький, желтый" или "Кубик большой, зеленый" и т. п. Собирает образцы (пирамидки, башенки) по принципу простого чередования двух деталей (по цвету, форме, величине). Умеет составлять башенку из двух-трех геометрических фигур. Переводит плоскостное изображение в объем: собирает пирамидки, башенки по рисунку (с помощью взрослого). Самостоятельно подбирает простые пазлы, разрезные картинки и кубики из двух частей к несложному образцу (рисунку). Игры-занятия с предметами-орудиями. Использует предметы-орудия в повседневной жизни и в играх с предметами для достижения практического результата: молоточком забивает втулочки в верстачок; нанизывает колечки на шнур, пользуясь "иголочкой" (наконечником); сачком вылавливает "рыбок" из бассейна и т. п. Конструирование Выполняет из кубиков простые модели: Мебель (стол, стул, диван, кровать, кресло и пр.). Предметы (машина, ворота, скамья, паровоз, вагоны и т. п.). Конструирует из бумаги (оригами) с помощью взрослого фигуры: мельница, лодочка, кораблик, голубь, самолет и др. Конструирует с помощью клея и ножниц (ножницами действует только взрослый): сумочка, корзиночка, конвертик, письмо, домик, фонарик, флажки и т. п. Из жатой бумаги выполняет (с участием и помощью взрослого) поделки: цыпленок, колобок, шарик и др. В сотворчестве со взрослым выполняет фигурки (ежи, черепахи, крокодильчики и др) из шишек, желудей, веточек и палочек. Способен при высокой заинтересованности выполнять игровые задания до 20-25 минут, не отвлекаясь. Игра Сюжетно-ролевая игра Владеет необходимыми способами использования предметов для решения разнообразных практических задач в игре. Проявляет интерес к игрушкам и может занять себя игрой. Использует в игре предметы-заместители (вместо мыла - кубик, вместо градусника - палочка и пр.), игровые модули (набор строителя из крупного пенопласта, набор по правилам дорожного движения и др.). Все чаще переходит от одиночных игр рядом к совместным играм с другими детьми, где проявляются элементы ролевого поведения. Копируя действия близких, выступает в роли мамы, папы, няни и др. Отражает в игре взаимоотношения больших и маленьких в семье. Активно переводит яркие впечатления в игровой план. Например, посещение зоопарка, цирка, театра, книжного магазина, детского кафе, спортивного городка и пр. Творчески проигрывает с игрушками сюжеты на эти темы. Проявляет инициативу для подбора необходимых аксессуаров для игры, используя подручные средства и предметы быта (крышка от кастрюли - руль, деревянная ложка - телефон, диванные подушки - кабина пилота и т. п.). Берет на себя роли, отражая профессии людей. Например, проигрывает ситуации посещения поликлиники (врач), парикмахерской (мастер), магазина (продавец) и т. п. Проигрывает сценки из жизни детского сада (если посещает), изображая воспитателя, няню, врача, повара, музыкального работника и т. п. С удовольствием соглашается на предложение взрослого поиграть, взяв на себя ту или иную роль. Легко входит в образ, если взрослый выступает в качестве партнера и артистично исполняет свою роль, обогащая выбранный игровой сюжет и оставляя инициативу за ребенком. Испытывает потребность в обществе сверстников: совместных эмоциях, впечатлениях, ролевом взаимодействии и партнерском общении в игре. Обнаруживает привязанность к взрослым, умеющим играть с ребенком, откликающимся на его игровые замыслы. Испытывает симпатию и привязанность к тем детям, которые наиболее удачно входят с ним в партнерские игры. Проигрывает не только реалии жизни, но и сказочные сюжеты. Как правило, берет на себя роли положительных героев. Любит изображать животных. Старается передать их образы жестами, движениями, звукоподражанием. Умеет сочетать ролевое поведение с фольклорным текстом. Например: "Зайка беленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так!" Показ: бегает на носочках, как мышка, скачет, как лягушка, летает, как птичка. Доброжелательно относится к детям, ищет контакты, не отнимает игрушки, не берет без спроса игрушки другого ребенка, предлагает свои игрушки. Развитая сюжетно-ролевая игра ребенка может быть визитной карточкой общего развития ребенка и показателем культуры воспитания в семье и детском учреждении. Социальное развитие Эмоциональное воспитание и познавательное развитие в процессе общения Испытывает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Проявляет инициативу, самостоятельность, взаимодействуя с окружающим миром. Обнаруживает сформированность системы "Я": понимает себя как члена семьи или члена детского сообщества (в условиях детского сада). Проявляет настойчивое желание действовать самостоятельно: "Я сам!". Начинает верить в свои возможности (испытывает радость, если смог что-то хорошо выполнить и заслужил похвалу). Обнаруживает появление самооценки и желание соответствовать требованиям взрослых (хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения со стороны взрослого). Может испытывать чувство гордости за себя ("Лучше всех нарисовал", "Моя пирамидка самая красивая" и т. п.) и за своих близких ("Мой брат самый большой", "Мой папа самый сильный", "Моя мама самая красивая" и т. п.). При отказе в чем-либо может выразить недовольство и даже протест криком, слезами. Может проявлять упрямство, если взрослый не умеет мотивировать свои требования. Перестает плакать при обоснованном запрете. Испытывает чувство огорчения, стыда, если что-то плохо сделал, с чем-то не справился. Ожидает порицания, может заплакать; обижается на насмешки не только со стороны взрослых, но и детей. Понимает свою половую принадлежность; проявляет любопытство к сверстникам другого пола; обнаруживает положительные черты, свойственные мальчику (смелый, сильный) или девочке (красивая, нарядная). Ревнует, если родители проявляют особое внимание к другому ребенку, хвалят, сравнивают не в пользу сына или дочки. Может заплакать: "Он не твой сынок! Я - твой сынок!" Аналогично: "Это моя мама, а не твоя!" Овладевает ситуативно-деловым общением. Вступает в деловое элементарное сотрудничество со взрослым в процессе совместных игр, выполнения поделок, оказания взаимопомощи. Речевое общение с ровесниками становится эмоционально-практическим (договариваются, кто кем будет, т. е. о ролевом партнерстве; обращается с просьбой о той или иной игрушке и т. п.). Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), с готовностью отвечает, если о чем-то спрашивают. Понимает физические состояния других (устал, проголодался, замерз и др.), а также эмоциональные проявления (испугался, засмеялся и т. д.) на основе своего практического (жизненного) опыта. Эмоционально-практически оценивает ситуацию: сопереживает, если кому-то больно; помогает, если надо помочь; сочувствует, если этого требует ситуация (ведет себя тихо, потому что спит братик; приносит попить больной бабушке; помогает маме найти зонт и др.). Получает удовольствие от общения со сверстниками. Находит общие интересы в совместных занятиях и играх. Речевое развитие Ознакомление с окружающим Способен сосредоточить внимание на заинтересовавшем объекте. Например, длительно наблюдать распускающийся на клумбе цветок, птичек, прилетающих к кормушке, и др. Наблюдение приобретает значение специальной деятельности. Знания о человеке приобретают ассоциативный характер, выстраиваются в систему: Элементарные знания о строении человека. Называет части тела, их функции. По аналогии знает названия частей тела животных в сопоставлении с человеком: у людей руки - у птиц крылья, у людей нос - у птиц клюв и др. Делает более широкие обобщения: все живые существа имеют глаза, уши, ноги или лапы, все двигаются, всем необходимы пища и вода. Человек и его дом (мебель, одежда, посуда, предметы быта и т. п.). Человек и растительный мир (деревья, цветы, трава; огородные и садовые культуры - овощи и фрукты - результаты труда людей и пр.). Человек и животный мир-домашние и дикие животные. "Кто с нами рядом живет?" -"Кошка, собака..." "Кто живет в лесу" - "Волк, лиса...". Человек и общественный (социальный) мир: профессии людей; общественный транспорт; народные гулянья. Человек и его деятельность: бытовая, игровая, художественная, трудовая (уборка дома, работа на огороде; футбол, шашки, лото; игра на музыкальных инструментах, пение и танец; профессиональный труд: лечение людей, выпечка хлеба, уборка улиц, украшение зданий, площадей и др.). Имеет знания о больших и маленьких в окружающем мире. Знает названия не только животных, но и их детенышей. Знает и называет некоторых экзотических животных, не встречающихся в нашей стране (слон, тигр, черепаха, крокодил и др.). Знает названия и хорошо ориентируется среди предметов, функционально соотнося их с деятельностью человека. Например: кисти и краски - для рисования; пылесос, щетка, веник - для уборки дома; лопата, лейка, грабли - для работы на огороде; мочалка, мыло, полотенце - для купания; тарелка, чашка, ложка - для еды и т. п. Пассивная речь Имеет большой словарь понимаемых слов, в пять-восемь раз превышающий активный словарь (последний зависит от окружающей речевой практики и социальной среды). Может с интересом, длительно слушать чтение или рассказ взрослого без показа картинок, иллюстраций. Проявляет интерес к сказкам, записанным на аудиокассетах. Прислушивается и эмоционально реагирует на разговоры взрослых между собой. Активная речь Говорит простыми, связными фразами. Может употреблять небольшие сложноподчиненные предложения, слова "потому что", "когда", "поэтому". Например: "Буду летать на самолете, когда вырасту", "Зайка ел снег, поэтому заболел" и т. п. Свои действия часто сопровождает словами (собственная речь). Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Может иметь в активном словаре до 1500 и более слов. Свободно владеет названиями существительных собирательного (обобщенного) значения: игрушки, одежда, мебель, овощи, фрукты, транспорт и пр. Переходит от названия себя в третьем лице к местоимению "Я". Употребляет все части речи, в том числе наречия (близко - далеко, темно - светло, весело - грустно и т. п.), числительные (один, два, три), понятия "много", "мало", местоимения (он, она, они). Грамматически правильно согласует слова в простых предложениях по роду, числу и падежу: Строит предложения, употребляя глаголы в прошедшем, будущем и настоящем времени. Употребляет вопросы: "Кто?", "Что?", "Зачем?", "Где?", "Когда?", "Кому?", "За что?", "Как?" и т. п. Наиболее часто начинает употреблять вопрос "Почему?", раскрывающий причинно-следственные отношения в окружающем его мире. Например: "Почему идет дождь?", "Почему кошка говорит "мяу", а собачка "ав-ав"?". Называет близких по имени, знакомых и некоторых людей ближайшего окружения может называть по имени и отчеству. Знает свою фамилию, может запомнить домашний адрес (если взрослые считают это необходимым). Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за куклу (мишку, зайку). Может говорить по телефону, а также имитировать телефонный разговор в игре. Быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки. Может проявлять склонность к рифмованию слов, словотворчеству. Например: "мазелин" - "вазелин", "намакаронил-ся" - "наелся", "тепломер" - "термометр", "свистофор" - "семафор", "соловли" - "соловьи" и т. п. Интенсивно овладевает звукопроизношением: правильно артикулирует многие звуки - гласные и простые согласные. Исключение могут составлять свистящие - "з", "с", шипящие - "ж", "ш", сонорный - "р". Стремится к диалогу со взрослыми и детьми. По собственной инициативе высказывается на темы личного опыта, выходящие за пределы ситуации (по воспоминаниям), а также о происходящем в данный момент. Овладение речевыми навыками очень индивидуально. Эстетическое развитие ИЗО Проявляет интерес к разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Проявляет любознательность к рисункам (иллюстрациям) на темы народных произведений для детей (потешки, песенки, сказки). Рисование Владеет элементарными способами изображения: создает простейшие композиции из мазков, пятен, штрихов, линий, форм. Проявляет инициативу в создании ассоциативных образов в рисунках, лепке, находя сходство в изображениях. Стремится к сходству в рисунке с предметами (цветок, гриб, бабочка и др.) и явлениями окружающего мира (дождь, снег, следы на снегу и др.). Умеет создавать с помощью мазков, ритмичных линий, пятен и пр. простые цветовые композиции, вызывающие эмоциональный отклик своей яркостью, декоративностью. Проявляет некоторую самостоятельность в выборе цвета красок, фона листа бумаги. Экспериментирует с красками, карандашами, комком глины, готовыми ап-пликативными формами. Лепка Имеет технические навыки в лепке - раскатывает комок глины (пластилина) в ладонях. Видоизменяет комок с помощью пальцев, соединяет части. Аппликация Имеет технические навыки в аппликации, знает назначение клея, кисти, тряпочки. Наклеивает готовые формы (подготовленные взрослыми). Откликается на предложение к сотворчеству. С удовольствием сочетает разные виды изобразительных средств - рисование и аппликацию - с целью обогащения содержания и средств выразительности. Проявляет интерес к результату изобразительной деятельности. МУЗЫКА Пение Поет без напряжения, естественным голосом, не форсируя звук и не выкрикивая слова. Если поет с кем-то, то вместе начинает и заканчивает пение, выдерживает паузы, слушает вступление и заключение мелодий. Верно передает в своей основе мелодию и ритмический рисунок песни. С удовольствием слушает песни в исполнении взрослого. Узнает знакомые песни и подпевает. Выделяет особенно понравившиеся песни, желает их повторить. Правильно и быстро запоминает слова песен, понятных по содержанию. Прослушивание музыкальных произведений Слушает музыку - инструментальные пьесы и песни, которые исполняются взрослыми. Эмоционально откликается на музыку, слушая знакомые мелодии, звучащие на разных инструментах, в ансамблях. Слушает рассказы, иллюстрированные музыкой. Умеет слушать простые по форме и содержанию программные и ярко выраженные жанровые (танец, марш) музыкальные произведения. Музыкально-ритмические движения Выполняет самостоятельно и более точно музыкальные движения по показу взрослого. Музыкальные движения разнообразны и относительно сложны (по сравнению со вторым годом); в упражнениях и плясках включают ходьбу, бег, прыжки. Танец В танце выполняет: Хлопанье в ладоши и по коленям. Хлопанье в ладоши и одновременно притопывание одной ногой. Пружинистое качание на двух ногах. Бег на месте на носочках. Постукивание каблучком. Поочередное выбрасывание вперед то левой, то правой ноги. Делает шаг вперед - шаг назад на носочках. Кружение на носочках. Выполняет "пружинку" с небольшим поворотом корпуса вправо-влево. Выполняет бег и шаг по кругу. Делает движения руками: Руки на поясе. Одна рука на поясе, другая поднята. Руки разведены в стороны ладонями вверх. Руки "пляшут" - повороты кистей, раскрытых ладоней и округленных пальцев ("фонарики"). Владеет элементарными видами основных и танцевальных движений, которые выполняет не по показу, а самостоятельно, по собственной инициативе. Музыкальная игра. Участвует в музыкальных сюжетно-ролевых играх, изображая под музыку зайчика, кошечку, мышку, птичку и т. п. Моторное развитие Основные движения Ходьба Хорошо ходит в прямом направлении. Умеет держать заданное направление. Меняет направление по сигналу. Двигается, огибая предметы. Может продвигаться приставными шагами вперед и в стороны. Ходит по наклонной доске, приподнятой одним концом от пола на 15-20 см, сходит с нее. Перешагивает через веревку, палку, приподнятую на высоту 15 см от пола. Встает на ящик высотой 10-15 см, сходит с него. Может хорошо двигаться по неровной площадке, преодолевая бугорки, канавки; ходит в паре, умеет двигаться по кругу. Бег Бегает в разных направлениях. Умеет обегать препятствия. Может пробежать между двумя линиями, не наступая на них, догоняя катящиеся предметы. Непрерывный бег может выполнять в течение 30-40 секунд. Прыжки Прыгает на двух ногах на месте и слегка продвигаясь вперед. Подпрыгивает до предмета, находящегося выше его поднятых рук. Перепрыгивает через линию, веревку, параллельные линии ("ручеек"). Прыгает с места на двух ногах как можно дальше. Спрыгивает с высоты 10-15 см. Ползание, лазание Подтягивается руками при скольжении на животе по гимнастической скамейке. Лазает по вертикальной лесенке гимнастической стенки удобным ребенку способом. Проползает в вертикально стоящий обруч, подползает под веревку, скамейку. Перелезает через валик, бревно. Влезает на стремянку (высота 1-1,5 м) и слезает с нее. Игры с мячом Катает, бросает, ловит мяч. Скатывает мячи с горки. Катает мячи (шары) в паре (навстречу друг другу). Катает мячи двумя и одной рукой. Умеет бросать мячи (шары) двумя руками снизу, от груди и из-за головы. Ловит мяч, брошенный взрослым. Перебрасывает мяч через ленту, натянутую на уровне его груди. Бросает предметы в горизонтальную цель двумя руками - правой и левой. Другие умения Скатывается с горки на санках. Пробует ходить на лыжах. Учится кататься на трехколесном велосипеде. Осваивает (с помощью взрослого) некоторые движения в водной среде, учится скользить в воде, двигать руками, ногами. Любит подвижные игры. В игре может выполнять имитационные движения, беря на себя роль зайчика, мышки, мишутки и пр. Называет себя каким-либо персонажем, отвечая на вопрос: "Ты кто?" ("Кого изображаешь?") Воспитание культурно-гигиенических навыков Навыки в быту Самостоятельно надевает одежду, обувь, головной убор. Умеет правильно обуваться, соответственно выбирая левый или правый ботинок. В случае ошибки замечает неудобство и самостоятельно исправляет. Понимает назначение обуви для дома и улицы. Самостоятельно переобувается при входе в дом. Умеет правильно, последовательно (начиная с первой) застегнуть несколько пуговиц. Если ошибается, замечает перекос в одежде и пробует самостоятельно исправить. Аналогично действует при нечаянном одевании предметов одежды наизнанку или задом наперед. Замечает непорядок в одежде других и стремится им помочь. Например: у мамы расстегнулось пальто, у бабушки развязался шнурок, братик надел наизнанку рубашку и т. п. Раздеваясь, аккуратно и последовательно складывает свою одежду. Знает свои туалетные принадлежности (зубная щетка, стаканчик для полоскания, расческа, полотенца для лица и для ног), их место хранения, содержит их в порядке. Следит за своими игрушками, убирает их на место: кубики и строительные наборы - в коробки; дидактические игрушки - в собранном виде (матрешки, башенки, пирамидки) и т. д. Пользуется носовым платком по необходимости без напоминания. Аккуратно ведет себя за столом. Самостоятельно ест первое, второе блюда. Умеет удерживать ложку тремя пальцами. Пользуется салфеткой. Не отвлекается во время приема пищи, благодарит - говорит "спасибо". Правильно пользуется чайной и столовой посудой, использует десертную и чайную ложки, учитывает принадлежность вилки (только для второго блюда). Специальная детская вилка должна быть с закругленными зубцами. Умеет обходиться без памперсов. Полностью контролирует свои физиологические потребности. Самостоятельно пользуется туалетом (под присмотром взрослого). Владеет правилами культуры поведения в обществе: Оказывает помощь, благодарит за услугу, здоровается при встрече, говорит "до свидания" при расставании, желает спокойной ночи вечером и доброго утра при пробуждении. Уважительно относится к старшим: уступает место, подает упавший предмет и т. п. Проявляет доброжелательность к взрослым и детям: желает угостить, что-то подарить, чем-то поделиться и т. п. Проявляет бережное отношение к животным. Знает правила обращения: не причинять боль, не пугать, не обижать, к незнакомым животным не подходить близко, после игры с животными мыть руки. Выполняет поручения из двух-трех действий. Вытирает ноги при входе в дом. Не сорит в общественных местах. Проявляет желание поддерживать порядок: помогает дяде-дворнику, не рвет цветы на клумбах и газонах, играет с песком в положенном месте, не забирается в ботинках на лавочки для отдыха. |
|
Последнее редактирование: 12 года, 6 мес. назад от ir-ina.
|
|
Время создания страницы: 0.19 секунд