Добро пожаловать,
Гость
|
|
ТЕМА: 3-й месяц
3-й месяц 11 года, 7 мес. назад #1
Материалы взяты с сайта Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА У малыша на третьем месяце жизни появляется специфическая для раннего младенчества эмоциональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необходим ребенку. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в два месяца. Теперь он всем своим существом словно отвечает на ваше приветствие: улыбается и вокализирует - вытягивает губки: "Гу-гу-гу". Он замирает, а затем оживляется - выпрямляет ручки и ножки, своим видом подчеркивая, что стремится вам "навстречу". Эту совокупность эмоциональных, речевых, двигательных проявлений называют "комплексом оживления". Он получил такое название, во-первых, потому, что выглядит как синтез отдельных проявлений (комплекс); а во-вторых, малыш демонстрирует взрослому свое оживление, желание общаться "в ответ" на его действия или слова. Налицо двусторонний контакт взрослого с ребенком. Появление "комплекса оживления" -серьезное достижение. Оно сигнализирует взрослому, что дитя взрослеет и успешно развивается, усложняется его психическая жизнь. Появление "комплекса оживления" необходимо для дальнейшего успешного общего развития малыша. Другое абсолютное новшество третьего месяца жизни ребенка - появление движений руки в сторону предмета. Вначале это происходит как бы "случайно": дитя пытается схватить "подвернувшуюся под руку" игрушку. Скоро ребенок научится не только схватывать игрушку из удобного положения, но и целенаправленно притягивать ее. В вокализациях малыша все чаще будут слышаться четкие певучие гласные ("а-а-а", "у-у-у"). Однако пока это тоже случайность, а не закономерность. Вы чувствуете, что ваше пение, речитатив пестушек и потешек вызывают у ребенка усиленное ориентировочное поведение. Ориентировочными реакциями называют "реакции на новизну". Они возникают у ребенка реф-лекторно, потому что даны от природы как безусловные. Это значит, что как только в поле зрения ребенка попадает что-то новое, необычное, непривычное, занимательное, он непроизвольно переключает свое внимание на этот объект. Аналогично дитя ведет себя, если рядом начинает звучать музыка, возникают какие-то звуки. Малыш замедляет свои движения, начинает прислушиваться, затем искать источник звука. Особую слуховую ориентировочную реакцию у малютки вызывает речь взрослого. Он ищет говорящего, поющего. У ребенка возникает потребность увидеть его лицо; как правило, в эти моменты и появляется "комплекс оживления". Это уже не отдельные зрительные или слуховые, тактильные и другие ориентировочные реакции на новизну, а ориентировочно-исследовательская активность, направленная на сбор информации об окружающем с помощью взрослого. Лежа на животе, малыш приподнимается, опирается на предплечья рук (классическая поза трехмесячного грудного малыша) и в этом исходном положении уже хорошо держит головку. Весьма показательны и его попытки овладения общими движениями. Малютка еще не умеет самостоятельно поворачиваться на бок и на живот, но в системе массажа и ранней гимнастики для этого периода младенчества должны быть упражнения, подготавливающие ребенка к овладению ими. Это важно, потому что движения необходимы малышу для укрепления мышц, улучшения дыхания и кровообращения. Но следует учитывать, что для ребенка двигательная активность - важнейшее условие психического развития, совершенствования органов чувств. Как только ребенок научился лежать, опираясь на предплечья с высоко поднятой головой, в поле его зрения попадает больше предметов. Следует помнить, что чем больше анализаторов участвуют в восприятии предмета, тем больше информации получает о нем ребенок. Хорошо, когда крохе многое удается, потому что удавшееся действие обязательно вызывает его повторение. Ребенок повторяет не только движения, но и удавшиеся звуки речи. Неужели малыш сознательно себя "тренирует"? Конечно нет. Пока что действуют первые условно-рефлекторные связи. Реагирование проходит без волевого усилия малютки. Данные от природы безусловные рефлексы в ситуациях вашего взаимодействия с ребенком, повторяясь изо дня в день, формируют поведение малютки, создавая условные связи. Значит, все успехи вашего ребенка реальны только при вашей помощи и непосредственном участии в его жизни. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ Показатели развития ребенка Способен к зрительному сосредоточению на предмете в течение 25 сек. и более, находясь в горизонтальном положении (лежа на спине). В вертикальном положении на руках у взрослого -до 10 сек. Проявляет интерес к игрушке, находясь в разных положениях: лежа на спине, на животе, на боку или на руках у взрослого. Поднимаясь на предплечья, высоко удерживая головку, активно реагирует на передвигающегося взрослого. Недолгое время следит за его действиями. Оживляется, выпрямляет руки в сторону зависшей игрушки, "наталкивается" на игрушки, низко подвешенные над его грудкой. Пытается приблизить руку к игрушке, разжать ладонь. Вложенную в руку ленточку удерживает в два месяца - в течение 2-3 сек., в три месяца - до 10 сек. и более. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ Показатели развития ребенка В периоды бодрствования малыш проявляет яркую сенсорную активность ко всему, что его окружает, и попадает в поле зрения. При этом эмоциональные состояния неустойчивы, импульсивны. "Комплекс оживления" возникает: "В ответ" на эмоциональное общение с близкими. Не только при виде близкого человека, но и при звуках его голоса. На показ яркой игрушки, пение или звучание музыки. В моменты комфорта и удовольствия. Ребенок "делает попытки" использовать эмоциональные реакции (улыбка, повороты головы, вокализации, слежение за действиями взрослого, прислушивание к звукам и голосам), чтобы привлечь к себе внимание близкого человека. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Показатели развития ребенка Замирает, услышав речь взрослого. Одинаково реагирует улыбкой как на ласковое, так и на "строгое" обращение к нему - как на отрицательные, так и положительные интонации речи взрослого. Делает попытки гулить в "ответ" на произносимые взрослым протяжные гласные звуки. В вокализациях и речевых реакциях все чаще начинает проявляться интонационная выразительность голоса в зависимости от глубины и яркости эмоционального контакта со взрослым. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ Показатели развития ребенка Лежит на животе, опираясь на предплечья, способен высоко поднять голову. Сохраняет это положение до 1 мин. и более. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. При прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями. Удерживает голову прямо в вертикальном положении (на руках у взрослого) до 1 мин. Способен до 10 сек. и более удерживать в руке "случайно" подведенную к руке игрушку-вкладыш. |
|
Последнее редактирование: 11 года, 7 мес. назад от ir-ina.
|
|
Время создания страницы: 0.12 секунд