Добро пожаловать,
Гость
|
|
ТЕМА: 1-й месяц
1-й месяц 12 года, 5 мес. назад #1
Материалы взяты с сайта Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития Первый месяц жизни ребенка - его называют периодом новорожденности - выделяют особо. Задача, стоящая перед родителями в этот период - адаптация малютки к окружающему миру, - важная и очень ответственная, потому что в это время полностью меняется характер жизнеобеспечения ребенка. Акт рождения малютки связан с переходом на автономное легочное дыхание и с перестройкой кровообращения. Включается безусловный сосательный рефлекс, начинают работать пищеварительный тракт и выделительная система. Не надо путать понятия "доношенный" и "физиологически зрелый". Ребенок может родиться доношенным (по срокам беременности), но при этом развитие функций его организма может не соответствовать возрасту. Первыми признаками физиологической зрелости малыша являются: установление нормальной температуры тела (пока только в прямой кишке), высокий тонус мышц-сгибателей (у незрелых детей отмечается пониженный мышечный тонус; ручки и ножки расслаблены); хорошо выражены хватательный рефлекс, подошвенный рефлекс, рефлекс ползания. Хватательный рефлекс проявляется, если вложить в руку младенца палец взрослого человека: кроха, которому от роду всего несколько дней, тут же цепко схватывает его. Если прикоснуться к подошве малыша, тут же разгибаются и сгибаются пальчики ног. Это подошвенный рефлекс, он тоже присущ физиологически зрелым детям. Чтобы проверить рефлекс ползания, ребенка кладут на живот, его ручки поджимают под грудку, и, если взрослый приставляет свою ладонь к его подошвам, малыш тут же оттолкнется и даже слегка сдвинется с места. Если кроху держать под мышки, он станет попеременно отталкиваться ножками и переступать - это рефлекс переступания. Эти рефлексы проверяет педиатр родильного дома, а также доктор, наблюдающий малыша после выписки из стационара. На основе этих рефлексов в дальнейшем развиваются общие движения и действия руки. Сенсорное развитие - основа ознакомления с окружающим миром с помощью органов чувств. Зрение, слух, осязание - это те "ворота", в которые входит информация извне. Это же и первостепенное условие развития (дозревания) мозга ребенка. Общение со взрослым - главная задача этого возраста. Возраст 10 дней Задачи сенсорного воспитания Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника света. Учить слежению за движущимся предметом, фиксированию взгляда на неподвижном предмете. Побуждать реагировать на внезапно возникшие звуки (интонации человеческого голоса, простые мелодии, шумы). Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции на предмет, находящийся в поле зрения. Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка) Занятие 1 Материалы. Яркие погремушки (шарики, колокольчики, фигурки и т.п.) величиной 6-8 см, по цвету однотонные (оранжевые, красные, желтые, ярко-зеленые, ярко-розовые), палочка-держатель длиной 40-50 см для закрепления и показа игрушки. В качестве держателя можно использовать круглую гладкую палочку диаметром 1 см и длиной 40-50 см. Чтобы игрушки не падали, на одном конце палочки можно укрепить колечко от детской пирамидки. Другой конец палочки следует расщепить (глубина зазора должна быть 1-1,5 см, в зазор можно вставлять любое изображение или плоскостную форму). Родители могут придумать свои образцы палочки-держателя. Не используйте для изготовления палочки неэстетичных, а также острых и опасных предметов (спиц, крючков и пр.). Пользоваться палочкой должен только взрослый. Ход занятия. Лежащему на спине ребенку показывают игрушку на расстоянии 40-60 см, учат фиксировать взгляд. Активизируя реакцию "следования" за предметом, перемещают игрушку на 20-30 см влево-вправо. При 3-4 повторениях взрослый к зрительному воздействию добавляет слуховое и сопровождает показ легким встряхиванием погремушки. Занятие 2 Материалы. Металлофон (выбрать один звук), бубен, колокольчик, погремушки (мелодичная и гремящая), султанчики из упругой, шуршащей бумаги и т.д. Ход занятия. Сбоку слева, а затем справа от лежащего на спине ребенка на расстоянии 25-30 см не очень громко ударяют 2-3 раза в бубен (позванивают колокольчиком, хлопают в ладоши), вызывая двигательную реакцию на звук. После 3-4 повторений и возникновения реакции на звук предмет, издающий звук, надо показать в движении, чтобы вызвать у малыша реакцию слежения глазами. При первых предъявлениях предмета зрительные и слуховые воздействия разделяют. При повторных, если возникает ярко выраженная слуховая ориентировочная реакция, осуществляется и показ предмета - зрительные и слуховые воздействия даются в комплексе. Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) Удерживает в поле зрения движущийся предмет, перемещающийся на 40-50 см влево, затем вправо (несколько раз). Замирает при громком звуке: прекращает сосательные движения губами при возникновении звука с расстояния 25-40 см слева и справа. Задачи эмоционального и социального воспитания Побуждать к эмоциональным проявлениям, основываясь на безусловно-рефлекторных зрительных и слуховых ориентировочных реакциях. Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка) Наблюдения за эмоциональными проявлениями, мимическими реакциями ребенка в момент кормления, перехода ко сну, пробуждения, а также при непосредственных контактах со взрослым, в процессе показов и озвучивания игрушек. Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) В момент возбуждения возникает множество сменяющихся мимических реакций (гримас), например сморщивание лба, сведение бровей, вытягивание и подтягивание губ и т.п. В момент расслабления и покоя, после кормления - спокойная, нейтральная эмоциональная реакция. Яркая ориентировочная зрительная реакция "интереса" возникает при рассматривании лица склонившегося над реагирует на плавно перемещающиеся ребенком взрослого. Аналогично ребенок игрушки. Задачи предречевого развития В процессе ухода за ребенком напевно (в несколько замедленном темпе) вести "диалог", говоря с ребенком и отвечая за него. Фразы строить короткие, эмоционально обогащенные звукоподражаниями и интонациями. Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка) Ситуация естественная: в процессе общения взрослого с ребенком - в момент ухода за ним. Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) Ребенок приоритетно реагирует на речевые звуки, более эмоционально - на речь. Выделяет звуки человеческого голоса из всех звуковых раздражителей. Задачи моторного развития На фоне зрительных и слуховых ориентировочных реакций создавать ситуации двигательной активности и расслабления (отдыха) ребенка в "ответ" на контакты со взрослым. Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка) Ситуация естественного контакта в процессе ухода за ребенком. К концу десятого дня обратите внимание на формирование условной реакции "положение ребенка под грудью". Ребенка кладут в позу для кормления - и он открывает рот для приема пищи. При этом не требуется какая-либо дополнительная стимуляция со стороны взрослого. Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) Ребенок владеет безусловно-рефлекторными двигательными реакциями (хватательный, переступательный и другие рефлексы). На девятый-десятый день малыш обнаруживает первый натуральный условный рефлекс - открывает рот, оказавшись в положении "под грудью". Возраст 20 дней Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) Сосредотачивает взгляд на лице говорящего взрослого. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, например игрушку, расположенную на высоте 40-50 см от глаз. Замирает при звуках голоса взрослого, находящегося вне поля зрения (до 20 сек.). Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) "Физиологическая" (рефлекторная) улыбка возникает на лице ребенка (глаза у малыша при этом закрыты) в момент насыщения при кормлении, засыпании у груди мамы. На лице малыша в периоды бодрствования появляется выражение "интереса" (сосредоточение взора на лице мамы, ее глазах и линии лба). Аналогичная эмоциональная реакция на яркую движущуюся, а затем неподвижно зависающую над ребенком игрушку. Задачи предречевого развития Формировать у ребенка эмоциональное отношение к говорящему с ним взрослому. Наклонившись над ребенком, взрослый утрированно демонстрирует не только слова, короткие фразы, но и фонемы (звуки) родной речи. Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка) Ситуация специальная: в процессе речевых занятий с ребенком с использованием речевых, шумовых, музыкальных и вокальных стимулов. Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) Ребенок будто "ожидает" от взрослого речевого обращения, интонационных эффектов. Он эмоционально реагирует на речь взрослого (замирает или возбуждается). Задачи моторного развития Побуждать к сенсомоторной активности на чувственной основе первых реакций на "новизну" в окружающем. Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) Ребенок ярко демонстрирует первые условно-рефлекторные двигательные реакции: замирает и готов к приему пищи в позе "под грудью". В моменты показа игрушки способен к повороту головы влево-вправо вслед за перемещением игрушки, а также при поиске источника звука. Обнаруживает более координированные движения глаз и головы (в положении лежа на спине). Возраст 30 дней Задачи сенсорного воспитания Развивать плавное слежение за предметом при изменении траектории его движения (влево-вправо, вверх-вниз) и темпа (убыстренный-замедленный). Способствовать развитию зрительно-слуховых условных связей между предметом и издаваемым им звуком. Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) Плавно прослеживает взором предмет (игрушку), не издающий звука, движущийся на расстоянии 50-70 см от глаз и перемещающийся влево и вправо. Ребенок не выпускает его из поля зрения. Прислушивается к звучанию игрушки (10-20 сек.), замедляет движения после бы готовясь к повторному звуковому воз-прекращения звука, ищет его источник, как действию. Задачи эмоционального и социального воспитания В процессе бодрствования создавать эмоционально уравновешенное состояние, необходимое для индивидуальных проявлений ребенка в двигательных, голосовых, мимических реакциях и пр. Обогащать эмоциональные проявления ребенка, стимулируя двусторонний контакт с малышом, постепенно переводя его от безусловно-рефлекторного реагирования к социальному взаимодействию со взрослым. К концу первого месяца жизни способствовать появлению улыбки - первой социальной реакции. Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка) Выведение ребенка на двусторонний эмоциональный контакт: дать ему возможность первому проявить чувства и эмоции при виде лица взрослого, при звуке его пения, речи. Взрослый склоняется над малышом, не опережая его эмоции. Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) В "ответ" на обращение взрослого, видя склонившееся над собой лицо, ребенок первый начинает улыбаться. Вначале улыбка возникает при виде знакомого взрослого, затем при виде любого улыбающегося лица. Социальная реакция - улыбка может возникать при взгляде на яркую игрушку или любой "понравившийся" предмет. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Задачи предречевого развития Побуждать малыша к речевым реакциям доступными для него средствами. К концу первого месяца способствовать возникновению гуканья. Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка) Ситуация специальная: наклонившись над лежащим на спине ребенком, взрослый с расстояния 30-40 см отчетливо произносит слоги и короткие слова, используя речевые "наигрыши", пестушки и потешки - фольклорные произведения для маленьких. Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) Сосредотачивает взгляд на лице взрослого, "отвечает" 2-3 раза отдельными гортанными звуками типа: "г-г-гы", "кх", "га", "гу" и т.д. МОТОРНОЕ (ДВИГАТЕЛЬНОЕ) РАЗВИТИЕ Задачи моторного развития Использовать познавательную потребность ребенка во внешних стимулах - повороты головы в сторону источника звука, света, яркого предмета. Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка) Ситуация специальная, направленная на формирование умения удерживать головку: взрослый кладет ребенка на живот (но не после кормления), освобождает ему руки, побуждает малыша приподнять головку и удерживать ее до 5 сек. Затем малыша аккуратно поворачивают и укладывают на спинку, давая возможность отдохнуть и почувствовать смену положения тела. Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений) В положении лежа на животе пытается поднимать голову и удерживать ее до 5 сек. |
|
Последнее редактирование: 12 года, 5 мес. назад от ir-ina.
|
|
Время создания страницы: 0.18 секунд