Добро пожаловать,
Гость
|
ТЕМА: Делимся опытом
Re: Делимся опытом 12 года назад #13
Программа «Дуть, надувать, выдувать»
из раздела «Моторика» Цель: Научить ребенка дуть, надувать, выдувать всевозможным образом. Предметы для работы: Перо, свисток, соломинка, рожок и тд. План: Шаг 1: Научить ребенка дуть через соломинку. Шаг 2: Научить ребенка дуть в свисток/свистеть Шаг 3: научить ребенка выдувать мыльные пузыри. Дальнейшие шаги: Научить ребенка выполнять все действия из списка «Учебных навыков», представленного в программе. Стратегия обобщения: Просить ребенка выдувать мыльные пузыри во время игр. На ближайшем дне рождения или ином празднике просить ребенка торжественно дуть в рожок и тд. Выполнение: 1. Сядьте лицом к ученику за столом или на игровой площадке. 2. Покажите ему собранный рабочий материал для выдувания – мыльные пузыри, соломинку, перышко и тд. 3. Дайте инструкцию – «Дуй!» 4. Чтобы помочь ребенку правильно ответить, продемонстрируйте ему правильный ответ – скажите «Сделай так!», сомкните свои губы вокруг соломинки и подуйте через нее на перышко на столе. 5. Когда ребенок сделал правильно – похвалите его словами «Ты отлично дуешь!» и др., а также дайте вознаграждение – игрушки, кусочек сладости, или жетон. 6. Постепенно убирать подсказки, чтобы ребенок делал задание самостоятельно (без вашей подсказки, помощи) 7. Похвалить максимально интенсивно, дать лучшее поощрение, когда ребенок полностью выполнит задание с минимальной подсказкой, или без подсказки вовсе. Коррекция ошибок: Повторить инструкцию и физически помочь ребенку сжать губы вокруг соломинки (свистка) Показать ребенку правильный ответ. Например, сказать «Сделай так», сложить губы вокруг соломинки и подуть на перышко. Варианты подсказок: Возможная подсказка - физически помочь ребенку сложить губы вокруг соломинки в нужном положение. Устранение ошибок: Ошибка 1: Ребенок вдыхает вместо того, чтобы выдыхать Решение 1: Используйте объекты, которые визуально изменяются, если на них дуть – свеча, воздушный шарик и тд. Это позволит визуализировать связь между действием и результатом. Ошибка 2: Ребенок не смыкает губы вокруг свистка (соломинки). Решение 2: Попробуйте потренировать оральную имитацию – сперва без свистка – по команде «Сделай так!» открывать и закрывать рот. А затем и со свистком открывать и закрывать рот, сжимая губы вокруг свистка. Полезные советы: Если ребенок путает вдувание и выдувание, продемонстрируйте ему разницу этих действий с перышком. При выдувании перышко отлетает от соломинки, при вдувании перышко втягивается в соломинку. Учебные навыки в данной программе: 1. Перемещать перышки и ватные шарики по столу, дуя на них через соломинку 2. Дуть в свисток 3. Пускать мыльные пузыри 4. Задувать свечку 5. Просто дуть в пустоту 6. Дуть в рожок Продвинутый уровень навыков Научите ребенка играть на духовых музыкальных инструментах, таких как гармошка, флейта. Одновременно с тем, как ребенок дует, направляйте его пальцы на нужную ноту. Сперва выучите одну ноту и постепенно научите играть песенки. |
|
Последнее редактирование: 12 года назад от Frenil.
|
Re: Делимся опытом 11 года, 12 мес. назад #14
Программа «Имитация звуков и слов»
из раздела «Пре-академические навыки» Цель: Научить ребенка имитировать звуки и слова. План: Шаг 1: Научить ребенка имитировать единичные звуки, или слова. Желательно, несколько единичных звуков или слов. Шаг 2: Научить ребенка имитировать новые звуки или слова (несколько новых звуков, слов) Шаг 3: В случайном порядке имитировать выученные ранее звуки или слова. Стратегия обобщения: Подбирать для имитации новые и новые звуки и слова. Пусть ребенок подражает не только за вами, но и за другими людьми. Просите повторить то, что говорит другой человек. Просите ребенка имитировать звуки в разной интонации, с разными частотами, разными тембрами голоса. Выполнение: 1. Сядьте лицом к ребенку за столом, или в игровой зоне. 2. Дайте инструкцию для имитации звука – «Скажи ААА» или «Скажи ММММ» и тд. 3. Чтобы помочь ребенку ответить, приоткройте его рот руками в положение, необходимом для произношения звука. Например, слегка надавите пальцами на нижнюю челюсть и удерживайте в открытом положение, чтобы произнести звук «АААА». Повторите звук еще раз, пока челюсть ребенка находится в приоткрытом положение. 4. Первоначально любой звук, произнесенный ребенком, принимается за верный (приближенный к верному) ответ. 5. Соединяйте произношение звука с любимыми забавами ребенка. Например, учась произносить «Тю –Тю -Тю», пощекотите его каждый раз, когда он имитирует этот звук. 6. Когда ребенок правильно произнес звук или слово – похвалите его словами «Ты отлично сказал «ААА»!» и др., а также дайте вознаграждение – игрушку, кусочек сладости, или жетон. 7. Постепенно убирайте подсказки, пока ребенок не ответит полностью самостоятельно. 8. Похвалите максимально интенсивно, дайте самое лучшее поощрение, если ребенок полностью повторит за вами звук с небольшой подсказкой, или без подсказки вовсе. Коррекция ошибок: Выдержите небольшую паузу и, не давая подкрепление, произнесите нужный звук еще раз. Попробуйте физически приоткрыть рот ребенка, чтобы облегчить произнесение звука. Попробуйте разбить слово на составные части и произносить его сперва по частям, а затем уже соединить. Например, слово «Хочу» - сперва отработайте части «Хо» и «Чу», а затем соедините в одно слово. Варианты подсказок: Разбить слово на составные части и отработать каждую часть отдельно, затем уже соединить части в одно слово. Например, слово «Кошка» - сперва отработайте части «Кош» и «Ка», а затем, когда у ребенка получится поизносить эти части, соедините в одно слово. Устранение ошибок: Ошибка 1: Ребенок очень расстраивается, когда мы просим его имитировать звуки Решение 1: Во время выполнения урока по звуковой имитации чередуйте сложные задания с более легкими, уже отработанными заданиями – например, можно чередовать с упражнением на имитацию простых движений. Решение 2: Соединяйте звуковую имитацию с забавной деятельностью. Например, можно играть с ребенком в гонки на машинках и одновременно изображать звук ревущего мотора и сигналов машин, как только ребенок повторит за вами звук – тут же похвалите его! Решение 3:Для повышения мотивации к выполнению данного сложного задания приготовьте самое мотивационное поощрение для ребенка – мороженное, сок, шоколад, мультик и тд. Используйте данное поощрение только во время отработки звуковой имитации и никогда больше (для сохранения мотивации). Ошибка 2: Ребенок не открывает рот так, как нужно, чтобы произнести звук. Решение : Тренируйте оральную имитацию – имитацию движений рта без звука. Затем пробуйте со звуком. Полезные советы: Чтобы ребенок не разочаровался в своих возможностях, для начала мы принимаем любой его звук за правильный и поощряем его. Если ребенок не имитирует звуки и слова вовсе, то поощряйте и хвалите за любое использование звуков им – например, поощряйте любой лепет. Учебные навыки в данной программе: 1. Короткие гласные звуки (А, О, У, И и тп) 2. Длинные гласные звуки (ААААА, ООООО, УУУУ, ИИИИ и тд.) 3. Согласные звуки 4. Наборы гласных и согласных звуков, начинающиеся с гласной (АМ, АП, ОП и тд.) 5. Наборы гласных и согласных звуков, начинающиеся с согласной (БАХ, ПАП, КОТ и тд.) 6. Краткие звуки (Й) 7. Функциональные слова (любимые игрушки, еда, напитки и тд.) 8. Общие слова |
|
|
Re: Делимся опытом 11 года, 12 мес. назад #15
Видео примеры работы по программам
Навык дуть video.yandex.ru/users/frenil/view/129/# Имитация звуков video.yandex.ru/users/frenil/view/132/ |
|
Последнее редактирование: 11 года, 12 мес. назад от Frenil.
|
Re: Делимся опытом 11 года, 12 мес. назад #16
Побольше бы таких видео примеров...)))
|
|
|
Re: Делимся опытом 11 года, 12 мес. назад #17
мы будем стараться -)
мы сейчас работаем сами по планам РесинкАутизма (что-то типо автоматического куратора АВА) и по-возможности будем снимать на каждый план отработки ролик |
|
Спасибо сказали: ir-ina
|
Re: Делимся опытом 11 года, 11 мес. назад #18
Программа «Словесные просьбы»
из раздела «Экспрессивная речь» Цель: Научить ребенка просить при помощи речи (слов, звуков) План: Шаг 1: Научить ребенка просить один мотивационный стимул (желаемый предмет или вид деятельности) или несколько мотивационных стимулов (желаемых предметов, видов деятельности), находящихся в поле зрения ребенка. Шаг 2: Научить ребенка просить другие мотивационные стимулы (желаемые предметы, виды деятельности), находящиеся в поле зрения ребенка. Шаг 3: Чередовать различные мотивационные стимулы, которые ребенок уже научился просить. Следующий шаг: Научить ребенка выполнять все просьбы из списка навыков для данной программы. Стратегия обобщения: 1. Пусть ребенок просит у разных людей (то, что он уже научился просить с учителем) 2. Пусть ребенок попросит вас о чем-либо на детской площадке, например, толкнуть качели и раскачать его. 3. Создайте такую ситуацию во время обеда, когда ребенку нужно будет попросить любимую еду (хлеб, сок, печенье и тд.) Выполнение: 1. Определить мотивационные для ребенка предметы или действия (сок, шоколад, качаться на качелях, прыгать на батуте и тд.) 2. Держите мотивационный предмет на виду (поставьте сок на полочку, где ребенок видит его, но не может сам взять), или же, во время совместных занятий с ребенком любимым действием, внезапно прекратите его (раскачивали на качелях и остановили качели, собирали паззлы и нужный элемент паззла задержите в руке и тд.). 3. Дождитесь, когда ребенок захочет получить мотивационный предмет, или продолжить начатую деятельность. Когда ребенок потянется к предмету, или будет просить вас продолжить любимый вид деятельности, то дайте подсказку, как нужно попросить это словами – «Скажи «СОК»», «Скажи «КАЧАЙ»» и тд, либо отдельными звуками из слова (в случае, когда ребенок физически не может выговорить все слово целиком начать с отдельного самого простого звука). 4. Когда ребенок повторит за вами слово, звук, то похвалите его - «Молодец!! Ты хорошо попросил сок» 5. Когда в следующий раз ребенок проявит интерес к мотивационному объекту (виду деятельности) подождать некоторое время, чтобы ребенок мог сам попросить (например, ребенок может сказать – «Пе» если просит печенье). Если он попросил, то похвалите его – «Отлично! Ты здорово попросил …» 6. Если ребенок ничего не сказал, то опять дайте ему словесную подсказку «Скажи …..» и похвалите его, когда он повторит за вами. 7. Постепенно убирайте словесную подсказку, чтобы ребенок мог просить самостоятельно. Можно сокращать словесную подсказку (Печенье – Пече…. – Пе….. – П…..) вплоть до того момента, когда вы просто открываете рот, а ребенок произносит слово (звук) сам. Затем полностью уберите подсказку. 8. Максимально похвалите, если ребенок попросил сам, без подсказок. Коррекция ошибок: Продемонстрируйте словесную модель правильной просьбы (скажите сами), затем дайте ребенку небольшую часть мотивационного стимула (5 секунд любимого вида деятельности, кусочек любимой еды и тд). После этого подождите, пока ребенок проявит интерес и захочет продолжить и спросите «Что ты хочешь?». Варианты подсказок: Начните заниматься с ребенком такой игрой (деятельностью), когда для продолжения требуется сказать слово. Например, подкидывая ребенка вверх, говорите «Вверх!» и только затем подкидывайте. Подняв ребенка вверх, говорите «Вниз!» и затем опускайте. Так продолжайте делать несколько раз. Затем сделайте небольшую паузу и подождите – попробует ли ребенок сказать слово, чтобы продолжить игру. Например, подняв ребенка вверх, задержите его в таком положение на несколько секунд, если он скажет «Вниз!» (или любой звук, означающий это), то сразу опустите его. Устранение ошибок: Ошибка 1: Ребенок не проявляет интереса к предмету (деятельности) после того, как попросит об этом. Решение 1: Сменить вид деятельности и провести урок позднее. Ребенок должен быть очень заинтересован в стимуле на момент обучения. Изменить мотивационный стимул, использовать данный мотивационный стимул только во время этого обучения. Ошибка 2: Ребенок произносит одно и тоже слово (один и тот же звук) на каждый мотивационный стимул (предмет, действие). Решение 2: Ограничить количество стимулов и выполнить заново отработку каждого отдельного стимула, только потом чередовать их. Полезные советы: Дайте возможность ребенку практиковать навык регулярно в быту. Например, во время игры ребенок тянется за мячом, слегка придержите его и дайте словесную подсказку «Мяч». Как только ребенок повторит за вами – помогите достать ему мяч. Учебные навыки в данной программе: 1. Просить любимую еду 2. Просить предпочтительные игрушки 3. Просить об определенном виде деятельности 4. Просить пойти в определенное место 5. Просить играть с определенными людьми, приглашать, звать определенных людей Продвинутый уровень навыков Научите ребенка просить то, что находится вне поля зрения. Например, садясь рисовать, дайте ребенку карандаши, но не дайте бумагу. Подождите пару секунд, когда ребенок попросит бумагу. Если ребенок попросил – то сразу похвалите его за просьбу и дайте бумагу. Если ребенок не просит, то дайте ему словесную подсказку «Бумага» и, когда ребенок повторит за вами, дайте ему бумагу. Будьте внимательны! Всегда будьте уверены в том, что будет необходимо ребенку в данный момент (что бы он попросил, будь это в поле зрения). |
|
|
Время создания страницы: 0.20 секунд