Добро пожаловать,
Гость
|
ТЕМА: программа ABA для детей с аутизмом
программа ABA для детей с аутизмом 12 года, 5 мес. назад #1
Юлия Эрц о программе АВА:
Многие воспринимают АВА программу как интенсивное обучение один на один в течение 35-40 учебных часов в неделю. Данное восприятие АВА программы поддерживается исследованиями об эффективности поведенческого вмешательства для лечения детей с аутизмом. То есть, большинство исследований, которые были сделаны в этой области - относятся именно к такой широкой программе. Судя по исследованиям, данная программа наиболее эффективна в раннем возрасте - от двух до пяти лет, причем программа должна производиться в течение 2 лет как минимум. Но, в действительности, только некоторый процент детей с аутизмом могут обучаться в программе такого масштаба. В Израиле, странах Европы, и уж точно в России, и странах СНГ, мало кто из родителей может себе позволить 40-ка часовую АВА-программу. Поэтому, в действительности АВА программа имеет следующие характеристики: · Программа АВА для детей с аутизмом всегда строится на индивидуальной основе. Для построения программы требуется определить начальные навыки ребенка, и те цели, которые необходимо достичь с помощью программы обучения. · Выбор целей для обучения основывается не только на оценке тех навыков, которые данному ребенку необходимо приобрести, но и в соотношении с уровнем развития, который ребенок должен достичь, а так же с возможностями и потребностями окружающей среды, и в первую очередь - родителей. · Программа АВА постоянно видоизменяется, в соответствии с продвижением ребенка. Для того, что бы ребенок продвигался постоянно и последовательно, следует постоянно отслеживать прогресс и корректировать программу. Не всегда программа корректируется целиком, но в ней постоянно добавляются или видоизменяются цели обучения. Для достижения наибольшей эффективности, супервайзер должен курировать и корректировать программу каждые две недели - в среднем. В течении двух недель можно увидеть прогресс в обучении, и к тому же, не задерживаться подолгу на одних и тех же целях, а продвигаться дальше. К тому же, это позволяет супервайзеру быть постоянно в курсе продвижения ребенка, и таким образом, взять на себя ответственность. Если супервайзер видит ребенка только раз в два-три месяца, это не позволяет ему делать свою работу профессионально и качественно. · Количество часов в учебной программе может варьироваться, в зависимости от надобностей и возможностей. · Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА-программе - 6 часов в неделю, максимальное - 40. · Программа АВА может выполняться: - Родителями ребенка - Одним терапистом - Несколькими терапистами · Программа АВА может выполняться: - На дому - В учебном заведении - Во время участия в детском кружке. · Занятия могут быть: - Индивидуальными - В маленьких группах (2-3 человека) - В больших группах (5-10 человек) Программу АВА можно комбинировать, и выполнять как индивидуальные занятия, и как групповые, как дома, так и в учебном заведении и в кружках. Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения, и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе. |
|
Последнее редактирование: 12 года, 5 мес. назад от Frenil.
|
Re: программа ABA для детей с аутизмом 12 года, 5 мес. назад #2
Введение поведенческой обучающей программы требует определенной подготовки:
Материалы для обучения. Иногда домашняя АВА программа представляет собой целую индустрию по производству обучающих материалов. Закупаются дорогостоящие наборы карточек, развивающие игры и специальные приспособления - таймеры, секундомеры, и так далее. Или, другой вариант - сотнями печатаются картинки на принтере, закупается ламинационное оборудование, скотчи, специальные доски с ковровым покрытием, и так далее. Но не всегда следует спешить с приобретением специальных приспособлений или материалов. Для начала вполне можно приспособить предметы домашнего обихода для обучения - ведь именно их ребенок должен научиться различать и использовать в первую очередь. Нет сомнений в том, что нам, как терапистам, гораздо удобнее сесть за столом, разложить картинки, и требовать от ребенка их различить и наименовать. Но удобство может дорого стоить - у ребенка разовьется зависимость от учебных материалов, а отсюда сложности с обобщением, и отсутствие реакции на схожие стимулы. Поэтому, если есть такая возможность - то лучше использовать подручные материалы, а не закупать уже готовые. Или, в крайнем случае, можно использовать фотоаппарат, и сфотографировать все что нужно - самостоятельно. Например, вместо того, что бы обучать ребенка различать действия на картинках, которые выполняет какой-то другой мальчик, или дядя, лучше заснять самого ребенка, выполняющего эти действия, или одного из родителей, и работать над этой целью. Еще одна возможность сэкономить деньги и усилия - это приобрести один вид пособия, с помощью которого можно работать над разными целями. Например, детское лото в картинках - с помощью этого лото можно: · Различать предметы на картинках · Наименовать предметы на картинках · Сопоставлять предметы с картинками · Сортировать по категориям · Считать · Отвечать на вопросы о предметах на картинках · Различать предметы на картинках по характеристикам или функциям Естественно, как только ребенок приобретает навык, нужно сразу же начинать работать над обобщением, и применением данного навыка в повседневной жизни - иначе, обучение данного навыка теряет всякий смысл. Аксессуары для записи и анализа данных. При работе по программе АВА обычно используется папка для бумаг. В этой папке обычно содержатся: 1. Описание всех программ обучения 2. Списки предметов для обучения 3. Таблицы для записи 4. Аксессуары, используемые при обучении (таймер, жетоны, картинки, и т.д.) 5. Отчеты о продвижении и дополнительные указания. Содержимое данной папки может варьироваться - в соответствии с указаниями супервайзера и потребностями программы. В век компьютерных технологий уже начинают использоваться специальные программы (www.autismpro.com), предназначенные для записи и обработки данных, но на данный момент, их использование еще не распространено. Самое важное при подготовке к программе обучения - это помнить, что программа обучения динамична, и постоянно видоизменяется, и поэтому, главное подготовить минимальное количество инструментов, которые позволят начать обучение, и в процессе работы добавлять необходимые материалы - по мере надобности. Источник: autism-aba.blogspot.com |
|
|
Re: программа ABA для детей с аутизмом 12 года, 5 мес. назад #3
Несмотря на то, что всем родителям хочется поскорее начать программу обучения и увидеть прогресс, очень важно на первоначальном этапе уделить время знакомству с ребенком, и созданию приятной атмосферы.
В первые дни занятий нужно присмотреться к ребенку, и попробовать определить области его интереса. Можно принести сумку, полную различных игрушек и игр, а так же какие-нибудь сладости или вкусности, которые любит ребенок, и которые согласны давать ему родители, и попробовать заинтересовать его этими предметами. Желательно не заставлять ребенка делать что-либо, и не задерживать его силой за столом или в комнате. Наоборот, дать ему почувствовать, что вы готовы с ним сотрудничать, и что у вас есть столько интересных для него вещей, благодаря которым и ему будет интересно с вами сотрудничать. Если ребенок уже умеет играть в какие-либо игры, и заинтересован вам это показать - то, конечно, примите его предложение, и поиграйте вместе. Но если ребенок не хочет играть вместе, или не хочет что бы к нему прикасались - не следует навязываться, и лучше отойти. То есть, первые уроки в программе АВА посвящены обоюдному знакомству, и ни в коем случае не следует воспринимать это как даром потраченное время. Благодаря созданию приятной атмосферы во время присутствия тераписта, можно предотвратить возникновение таких проблем, как отсутствие мотивации к учебе, агрессивность, и отсутствие сотрудничества. Чтобы время знакомства было использовано максимально эффективно, терапист должен записывать какие игры и занятия он предлагал ребенку, и соглашался ли ребенок сотрудничать с ним. Если да - то, сколько времени ребенок может сосредоточиться на данном занятии. Эти данные в дальнейшем можно будет использовать для построения плана занятий и созданию условий для выполнения новых или более сложных заданий. Например, если ребенок любит собирать паззлы, то, в дальнейшем можно построить урок таким способом, что ребенок сначала должен будет раскрасить рисунок, а потом уже играть в паззл. И кроме этого, если мы видим, сколько времени ребенок может сосредоточиться на любимом занятии, в соответствии с этим мы можем построить программу, целью которой будет увеличение времени сосредоточенности на учебных заданиях. В течение следующих уроков основной целью занятий будет работа над сотрудничеством. Когда ребенок будет выбирать и выполнять те задания, которые ему предлагает терапист - то будет получать поощрения. Кроме этого, важно поощрять ребенка за то, что соглашается сидеть за столом, или в другом месте - рядом с терапистом - на полу, на диване, на скамейке в парке, и выполняет задания (пусть даже самые легкие) от начала до конца. Сосредоточение на простых заданиях, которые ребенок выполняет с успехом, частое использование поощрений и отсутствие принуждения к выполнению требований и заданий на первых уроках может значительно улучшить качество взаимодействия и интеракции с учителем на следующем этапе более интенсивного обучения. Очень важно, конечно, не переусердствовать, и как только ребенок своим поведением перестанет выражать сопротивление к взаимодействию с учителем, а у учителя будет в руках арсенал интересных заданий для ребенка, то можно продвигаться дальше. Источник: autism-aba.blogspot.com |
|
|
Re: программа ABA для детей с аутизмом 12 года, 5 мес. назад #4
После начального этапа, на котором идет знакомство с ребенком, областями его интересов, выбором мотивационных факторов, и анализа начальных навыков, можно приступить к более интенсивному обучению.
На промежуточных этапах обучения в программе АВА ребенок должен приобрести необходимые навыки: • Общения - ребенок должен научиться выражать свои желания доступным для него и для окружающих образом - либо с помощью слов, либо с помощью жестов, либо с помощью карточек. Главное, что бы ребенок мог высказать не только просьбу получить что-то, но и уметь отказываться от того, чего он не хочет приемлемым способом. • Самостоятельности - ребенок должен научиться самостоятельно выполнять самые базисные повседневные действия - использовать посуду во время еды, пить из чашки, мыть руки, ходить в туалет, и так далее. • Понимания речи - ребенок должен научиться понимать и выполнять простые инструкции, выучить различные понятия, и самое важное - научиться использовать данные навыки в повседневной жизни. • Социальные навыки - ребенок должен научиться спокойно себя вести в обществе, не убегать, и забирать предметы или еду принадлежащие другим людям, спокойно сидеть хотя-бы небольшой промежуток времени, терпеливо ждать, и так далее. • Игровые навыки - ребенок должен научиться самостоятельно заниматься каким-либо видом игр (настольные, ролевые, конструкторы, и другие), а так же уметь и позволять другим взрослым либо сверстникам играть вместе с ним. Более подробное описание областей навыков и отдельных навыков можно посмотреть здесь. Важно помнить, что методы обучения вышеперечисленных навыков, а так же их уровень - выбираются в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Программа АВА может: • включать в себя работу над несколькими навыками одновременно, на протяжении всего периода обучения. • сосредоточится на обучении одного вида навыков определенный период, и по прошествии времени - поменять направление. • обучать всего один или два навыка. Несмотря на то, что кратковременной целью является развитие различных навыков, основной целью обучения является развитие навыков обучения ребенка, и улучшение его уровня жизни. Поэтому, на продвинутых этапах обучение происходит в натуральной среде ребенка, и основной целью является обобщение обученных навыков и интеграция в нормативной среде. Источник: autism-aba.blogspot.com |
|
|
Re: программа ABA для детей с аутизмом 12 года, 5 мес. назад #5
Скопировала пост пользователя ЖЖ:
"Осмысливая для себя... АВА - это анализ поведения. Если я скажу: "Петя сядь". После этого Петя сядет и я скажу: "Молодец!", и дам ему конфету - это не АВА. АВА начнется тогда, когда я начну отмечать, сколько раз Петя сел на просьбу, садится он только на мою просьбу или на просьбу любого человека, сядет ли он по моей просьбе только на стул или на любую другую пригодную поверхность, в каких ситуациях Петя не будет выполнять мою просьбу, сколько времени Петя может сидеть и т.д. Это и есть анализ, на основании которого я могу точно сказать, что и как нужно делать для того, чтобы Петя всегда мог выполнить просьбу "сядь". |
|
|
Re: программа ABA для детей с аутизмом 12 года, 5 мес. назад #6
Работы Скиннера в 1930-годах повлияли на возникновение АБА. Скиннер предполагал, что психология должна быть исследованием и анализом поведения. Его работы вытекают из закона Thorndike - закона эффекта: ПОВЕДЕНИЕ, ЗА КОТОРЫМ СЛЕДУЮТ ПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, БУДЕТ ПОВТОРЯТЬСЯ, А ПОВЕДЕНИЕ, ЗА КОТОРЫМ ПОСЛЕДУЮТ НЕПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЛИ НИКАКИХ - НЕ ПОВТОРИТСЯ.
|
|
|
Время создания страницы: 0.31 секунд